Оригинал взят у
babs71 в
Москва. Круговое депо и водонапорная башня.В свое время я уже писал о круглых (или круговых) депо в Петербурге,
Малой Вишере и
Любани - самых первых депо железной дороги Петербург
- Москва. Поэтому, когда я подъезжая к Москве, увидел аналогичное здание, но увенчанное куполом, я, естественно, сразу после высадки
из поезда и сдачи вещей в камеру хранения потопал снимать его и стоящую рядом с ним водонапорную башню.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/51667439.67f/0_11e51c_39df1b33_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50455/51667439.67f/0_11e4f2_11596966_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52461/51667439.67f/0_11e4fa_88c30876_XL.jpg)
Надо заметить, что Московское круговое депо отличается от своих собратьев. Дело в том, что изначально оно располагалось на склоне
у берега Красного пруда:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/51667439.67f/0_11e51f_8ba8446e_XL.jpg)
Из-за этого, чтобы депо оказалось на уровне полотна железной дороги, пришлось делать фундамент высотой 11 аршин (7,82 метра).
В целях экономии решено было не делать при депо мастерские (под которые тоже пришлось бы насыпать фундамент), разместив их отдельно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44085/51667439.67f/0_11e51d_fc895c80_XL.jpg)
Поскольку из-за этого стали не нужны пути для для въезда и выезда в мастерские, на их месте сделали еще два стойла для паровозов
(так что в Московском депо их было 20, а во всех остальных - 18).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41340/51667439.67f/0_11e51e_8d70e5a1_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/51667439.67f/0_11e51b_cd8385ec_XL.jpg)
Поскольку водяные баки на станциях I и II классов по типовому проекту располагались на втором этаже мастерских, а здесь они оказались
удалены от депо, для водоснабжения была построена водонапорная башня.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50623/51667439.67f/0_11e4f1_939290b2_XL.jpg)
Воду для нее брали из Красного пруда.
Круговые депо быстро устарели, хотя их и пытались модернизировать.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/29473/51667439.67f/0_11e4f3_4a6932ea_XL.jpg)
В Москве из-за близости Красного пруда даже не все стойла можно было удлинить, так что фасады здания, обращенные к пруду, оставались в неприкосновенности.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42618/51667439.67f/0_11e4f9_d50dcced_XL.jpg)
После строительства в 1890-е годы веерного депо, круглое депо некоторое время использовалось как вспомогательное депо и механические мастерские.
Последнее упоминание в документах о его использовании в качестве депо относится к 1914-му году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31690/51667439.67f/0_11e4fc_5db6f3bb_XL.jpg)
В советское время в депо находились резерв проводников, склады и мастерские, а в 1970-м году здание передали заводу "Макет".
С 2008-го года здание собирались снести в связи со строительством нового железнодорожного пути невзирая на тот факт, что депо имело официальный статус памятника архитектуры.
Более того, в 2013-м году 9 секций депо были снесены.
К счастью, оставшуюся часть депо удалось отстоять и сейчас ее реставрируют.
В субботу, 21 мая состоится экскурсия состоится первая экскурсия из цикла "По главной улице несбывшегося города" посвященнаяМосковскому проспекту.
Среди прочего мы увидим:
Скотопригонный двор -
Жилой дом работников ГРЭС-1 -
Газгольдеры -
Дом-коммуну "Порт-Артур" -
Жилмассив на Киевской улице -
"Дом текстилей" -
здание «Союзпушнины» -
Новодевичий монастырь и кладбище - Московские ворота.
Узнать подробности и записаться можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/912333.html