Петербург. Газгольдеры. 1858-62, 1884.

Nov 21, 2008 11:48


Эти сооружения, похожие на крепостные башни, бросаются в глаза, когда проезжаешь по набережной Обводного канала. Это  - газгольдеры для хранения светильного газа. Четыре таких сооружения находятся по адресу наб. Обводного канала 74, а еще одно - по адресу ул. Заозерная 3. Они стоят как памятники газовому освещению - технологии, которая знавала периоды расцвета и упадка, а затем была вытеснена из нашего обихода другими, более современными технологиями. 



Газовое освещение улиц впервые появилось в Лондоне, в 1813-м году. Для освещения применялся газ, полученный при сухой перегонке угля, дерева или торфа. Однако, полученный газ требовалось где-то хранить, и в 1816-м году под руководством химика Мордоха в Брайтоне строится первый промышленный газгольдер. 
Газгольдер не только должен накапливать газ, но и подавать его в трубопровод под постоянным давлением. В первом из газгольдеров, созданном в 1775-м году Неретом, для "подпирания" газа использовалась пружина, толкавшая стенку. Но в 1781-м году Лавуазье предложил гораздо более элегантное решение - газгольдер мокрого типа (именно по этой схеме строились газгольдеры в нашем городе), устройство которого можно увидеть на этой схеме из журнала "Квартальный надзиратель":


 
В нашем городе газовые фонари впервые вспыхнули на Аптекарском острове в 1816-м году. В 1820-м году в здании Главного штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков.
С 1835 года монополию на производство и продажу газа в России взяло «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», учрежденное по инициативе иностранных предпринимателей. Тогда же на Обводном канале между современной Заозерной улицей и Московским проспектом был построен первый в России газовый завод, на котором производился светильный газ. На этой территории и сейчас стоит один из газгольдеров. Вот он:

 
 

Для выработки газа использовали уголь, привозимый морем из Кардифа (Великобритания). Все технологическое оборудование и трубы для газовых распределительных сетей полностью поставлялись из-за границы иностранными фирмами.

 

Все оборудование для освещения изготавливалось на заводах Санкт-Петербурга. На заводе Арсенал производили отливку фонарных столбов. На порцелиновой фабрике (ныне фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова) было организовано производство плафонов для светильников. Конструировал и оформлял газовые фонари Огюст Монферран. Яркий и мягкий свет давали газокалильные горелки.

 

Газовые магистрали в городе монтировались из чугунных труб. Они брали начало на заводе за Обводным каналом. Специально для них через Обводный канал рядом с Серпуховской улицей «Обществом освещения газом Санкт-Петербурга» был сооружен трехпролетный мост с металлическими балками на деревянных опорах. Во второй половине ХIХ века мост получил название «Газовый» по расположенному рядом заводу.

 
 
В 1839 году было завершено строительство газопроводов для уличного освещения 1-й очереди и сооружены 167 газовых фонарей для освещения Дворцовой площади, Малой и Большой Морской улиц, Невского проспекта (до Фонтанки), Большой Садовой, Обуховского и Царскосельского проспектов (до Обводного канала). Газопроводы были проложены всего за четыре года.

 

В 1856-м году монополию "Общества освещения газом Санкт-Петербурга" нарушило "Общество столичного освещения", разместившее свой газовый завод рядом, на Обводном канале. В 1858 - 1862 годах строятся два газгольдера первой очереди. Вот как выглядит один из них:

 
 


 
 

 

Проект разработал Рудольф Богданович Бернгард, первый директор Института гражданских инженеров и профессор Академии художеств, совместно с профессором архитектуры Отто Густавовичем фон Гиппиусом. 

 
 
 

 
 
А в 1884-м году Рудольфом Бернгард вместе с сыном Вильгельмом строятся два газгольдера второй очереди. Один из них хорошо виден с Обводного канала:


Круглый газгольдер имеет 42 метра в диаметре и 20 метров в высоту. Сверху его перекрывает плоский купол системы Шведлера с радиальными металлическими фермами, связанными стальными прутьями.


В 80-х годах XIX века английское акционерное общество построило газовый завод для Петроградской и Выборгской сторон. А к концу XIX века в Петербурге было построено пять газовых заводов общей мощностью 30 млн. куб. метров газа в год. 

 
 
Однако уже в 1886-м году рядом с газовыми заводами строится электростанция, и вскоре Петербург переходит на электрическое освещение. Так что сейчас эти газгольдеры пустуют (в самом сохранившемся из них сейчас разместили автостоянку) и постепенно разрушаются. Есть планы об организации в них музея техники.
P.S. Немножко самопиара.
Не так давно я провел в этих местах две экскурсии. Прочитать отзывы о них и посмотреть фотографии можно здесь, здесьздесь, здесь и здесь. А вот мои посты о еще нескольких объектах экскурсии: "Союзпушнина", дом для работников ГРЭС №1, Новодевичий монастырь и кладбище, жилмассив на Киевской улице. Так что если есть желающие совершить со мной экскурсию в этих местах, отмечайтесь в комментах здесь (комменты скринятся).
 

Бернгард В. Р., Дореволюционная архитектура, История, Бернгард Р. Б., Петербург, Гиппиус О. Г.

Previous post Next post
Up