Немирович-Данченко: театральные актёры и Достоевский

Nov 14, 2019 22:17



Портрет работы Ильи Глазунова.

30 октября (ст. ст.) или 11 октября (н. ст.) - день рождения величайшего русского писателя.

В моей библиотеке есть занятная книжица: «Театральный календарь на 1971 год». Это толстенький такой альбомчик формата 17 на 14 см, отпечатанный на «бумаге для глубокой печати» с чёрно-белыми иллюстрациями (это фотографии, причём маленькие). Ленинградское отделение издательства «Искусство», составители И.И. Елизарова и Э.С. Капитайкин (не знаю, кто эти достойные люди, но спасибо им!). Тираж 40 тыс. экземпляров, между прочим. (Я тут из макулатуры спас двухтомник Лермонтова: «Правда», 1988 год, 14 миллионов экземпляров!!! Во времена были!..). Рассматривая выходные данные календаря, расчувствовался: Ленинградская типография №3 им. Ивана Фёдорова, ул. Звенигородская, 11, - ЛИКИ рядом!..

С каждым годом книга всё интереснее. Достаточно сказать, что в ней чествуется к своему 75-летию Ф.Г. Раневская (она жива, разумеется), к 60-летию - Аркадий Райкин, которого ленинградцы боготворили, как своего, не уехавшего в Москву (всё впереди! переехать в столицу - и умереть!), отмечается 60-летний (господи, какие были молодые!..) юбилей Сергея Образцова, 50-летие Фридриха Дюрренматта… Не забыто 100-летие великого Леонида Андрееева, 150-летие Николая Некрасова (куда же без его унылых усов), даже 75-летию Евгения Шварца место нашлось!.. Но мы сейчас процитируем другого и о других.

Итак, весьма любопытная статья, начинающаяся так: «Ф.М. Достоевский не написал для сцены ни одного произведения. Тем не менее он сыграл огромную роль в истории мирового театра».

С этим трудно не согласиться. Характерно, что в «шапке», где заявляется о 150-летии Фёдора Михайловича, он назван просто: «русский писатель». Тоже, в общем-то, не поспоришь.

Украшением публикации, да и всей книги, является, на мой взгляд, большая цитата «Из беседы В.И. Немировича-Данченко с корреспондентом журнала Рампа и жизнь». Не стал гуглить, есть ли где-нибудь полный вариант этого интервью (дерзайте, юные!), но хочу обратить ваше внимание, что разговор состоялся ещё до революции, в 1913 году. Тем интереснее посмотреть, что советские редакторы почерпнули из мнения Владимира Ивановича Немировича-Данченко, на тот предвоенный момент - 55-летнего директора-распорядителя Московского художественного театра (ещё не академического). Заметьте, какой позитивный, доброжелательный тон советского календаря в отношении «мракобеса».

На фото, гуляющем в свободном доступе в Интернете, Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1900 году. Автор неизвестен, считает «Википедия».



Все вопросы о том, чем ценен для нас Достоевский, - сводятся к главному: чем ценен он для актёра…

…работая над созданиями Достоевского, углубляясь в те страшные, великие и глубокие вопросы, которыми мучился он, актёр находит благодатную пищу для своего роста не только как профессиональный художник, но и просто как человек. Так близко прикоснувшись к тому огромному, что есть в Достоевском, он чувствует, что его жизнь становится ценнее, приобретает в его глазах уже новое значение. Когда актёрам приходится играть в произведениях, затрагивающих такие важные и большие запросы духа, но лишённых той проникновенной прозорливости, которой насыщен Достоевский, тогда и образы, создаваемые ими в таких вещах, часто получаются «картонными», и душа их только тоскует. Достоевский же врывается в их личную жизнь, направляя её, помогая им осознать её, углубить, духовно расширить. Они уже стали после Достоевского иными, богаче духовно, духовно осложнённее, и вместе с тем - духовно проще, облагороженнее, истинно человечнее.

Пойдёмте дальше. Для меня нет сомнения в том, что Достоевский больше многих и многих настоящих драматургов способен освободить актёра в его искусстве от всего манерного, декламационного. Для нашего театра никто, как Достоевский, не имел такого решающего влияния и значения в той нашей эволюции, которая привела нас к полному освобождению от так называемой «декадентщины».

Я мог бы указать примеры, когда актриса или актёр, казавшиеся нам холодноватыми, переигравшие уже много ролей, никогда не проявляли таких живых и глубоких чувств, как после работы над «ролями» Достоевского.

Я не знаю ни одного важнейшего вопроса из внутренней, художественной работы театра, который бы не находил в Достоевском благодарного материала для разрешения…

Достоевский, как гениальный художник, даёт актёру материал для реальных переживаний и непрерывно вдохновляет его фантазию идеями, парящими над жизнью.

В конце концов, проработав над Достоевским, видишь, что в театре получается такая атмосфера, перед которой отпадают и бледнеют не только теоретические рассуждения о допустимости инсценировок, но даже и вопросы об отсутствии стройности и гармоничности спектакля. Но, может быть, мы сталкиваемся с таким положением: актёру трудно создавать полностью образы в тех отрывках, в которых приходится ему играть? Конечно, и очень. Но всё-таки работа даже над частью того гениального, что есть в Достоевском, даёт так много радости, что актёры предпочитают эти куски многим полным сценическим созданиям…

«Рампа и жизнь», 1913, №40.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Афиша современного спектакля МХАТ им. Горького.
В главной роли, если не ошибаюсь, Арина Алексеева.

Владимир Немирович-Данченко, Россия, МХАТ, искусство, русские, театр, наследие, память, Фёдор Достоевский

Previous post Next post
Up