Иподиакон Андрей Тарасьев о Русской Православной Церкви Заграницей и митрополите Антонии

Aug 15, 2016 23:28

Андрей Витальевич Тарасьев - сын настоятеля русской церкви Святой Троицы в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева (1901 - 1974).

Знаете, все это для меня очень личное, потому что когда я рос, то первое, что слышал в жизни и что впитывал, - это митрополит Антоний, архиепископ Гавриил, отец Феодосий - знаменитый Федя, келейник митрополита Антония, матушка Екатерина... Это не забывается. И, конечно, мы считали, что Русская Церковь за рубежом - хранительница чистоты, заветов, традиций.
Русская Заграничная Церковь сохранила строгость богослужения, то есть от Бахметьева мы вернулись к знаменному распеву, от сокращения богослужения - к четырехчасовым всенощным бдениям. Мы - живая традиция русского певческого церковного искусства. Какую традицию принесли? Свою. Жаров, мальчик из Синодального хора, гениальный Сергей Жаров - основатель и многолетний единственный руководитель хора донских казаков в Галлиполи, Лемносе, Белграде, Германии, Америке. У всех наших церковных дирижеров-регентов не было ничего наносного, чужого, они из России приехали уже сформированными людьми.
Мы сохранили что-то из того, прежнего, не потому, что мы такие хорошие, а потому что у нас не было другого!
Знаете протоиерея Владимира Мошина, академика? Византолог, крупнее Острогорского, который шумел в Белграде. Его уважали ученые и здесь, и в мире. Он приезжал в Россию к оставшейся в Ленинграде сестре, матушке Ольге Яковлевне, Царство ей Небесное. И та Лихачеву, академику Попову, который владел девятью языками, за ужином объясняла, как они неправильно говорят по-русски. Я не принадлежу к числу таких воспитателей. Было страшно неудобно, они отшучивались, посмеивались, но это правда: русский язык не победил в Советском Союзе.
Русский язык - это океан. Понимаете, волжанин, киевлянин русский и сибиряк говорят на трех русских языках. У нас есть эсперанто - русский литературный язык. Но победил не русский народный язык, а победил язык ремесленников, городских низов - и это страшно. Когда я приехал в 1966 году в Россию, меня все интересовало, я все записывал, фотографировал. Вдруг вижу: «Закрутка гофре, плиссе». Ну, слушайте, это как: «Оревуар, покедова». Например, мы всегда называли рабочее место мастера мастерской, рабочее место художника, скульптора - ателье. И вдруг - «Ателье пошива манто», а мастерская - художника.
Знаменитый академик Александр Иванович Белич, русский ученый, начинал все лекции новому курсу со слов: «Дети, запомните (конечно, он говорил по-сербски, обращался к сербам): язык, к сожалению, изменяется». Обратите внимание: ученый констатировал, что язык изменяется; человек, носитель литературного языка, говорит «к сожалению». Язык не изменяется в лучшую сторону. Исчезли церковнославянские по происхождению существительные, например на -jе - шитье. Я представляю себе такого ремесленника: «пошив»! От него уже столярным клеем пахнет. Шитье, литье - все это исчезло.
Русская Церковь за рубежом - это уникальное явление в истории мирового Православия, я бы даже сказал, что и христианства. В чем дело? Это единственная Церковь, которая на протяжении 87 лет жила и развивалась без вмешательства гражданских властей - царских, республиканских. Это уникальное явление, и поэтому все, что Русская Заграничная Церковь несла в себе, было глубоко православно и церковно. Некоторых иерархов и большинство паствы упрекали в монархизме. А что, мы должны были быть большевиками? Простите, так мы и убежали, потому что мы монархисты.
Но митрополит Антоний и большинство нашего клира были монархистами не по социально-политическим убеждениям, а по христианско-догматическим. Убить президента Чехословакии, Польши - это грех, и кошку убить - грех, но убить Государя - это поднять руку на Помазанника Божия, на Саула, на царя Давида. Мы на Евангелии клялись. И святой владыка Иоанн (Шанхайский) в 1936 году на вопрос из публики: «Владыка святый, а почему Бог попускает и допускает богоборческую власть на Руси?», выступил с краткой речью, которая объяснила, что за грехи наши, за клятвопреступление, за то, что мы еще недостаточно покаялись за убийство Помазанника Божия.
Невинные дети, которые гибли в гражданскую войну, - они тоже дети. Но царевич Алексей, он даже стоять не мог, когда его Юровский из пистолета расстреливал на руках у отца или, может быть, слуги Труппа, который не был православным христианином, но я причисляю его к лику святых мучеников. И доктора Боткина. Им всем ведь был дан сигнал, что они могут уходить. Но доктор Боткин сказал: «Я знаю, что это значит, я до конца остаюсь с ними». Это же великие православные люди!
Понимаете, Русская Заграничная Церковь - Боже! может быть, были в ней священники-пьяницы, диаконы-развратники; простите меня, что я так говорю, разумеется, не все люди святые, не поймите меня превратно, - но ведь соборне Русская Заграничная Церковь сохранила чистоту благодаря счастливым обстоятельствам и Божию Промыслу.
Русская Церковь Заграничная первая канонизировала праведного Иоанна (Кронштадтского), блаженную Ксению, Царскую Семью. Отпели в храме Иова Многострадального в Брюсселе в 1967 году, в июле, в день убиения. Существуют грамзаписи, была отслужена заупокойная литургия и отпевание.
Я говорил Лихачеву, всем: «Не отпевайте вы останки, которые при Ельцине якобы появились и фигурируют». Русская Церковь их не признала. Ведь как поминали? Как патриарх благословил? «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, имена же Ты их, Господи, веси», потому что на сколько-то это были останки царской семьи, а остальные - что? Русская Церковь не может с этим шутить.
Возможно, и были страшные политические выпады со стороны Русской Зарубежной Церкви в адрес мученической тихоновской Церкви - Церкви святого мученика Тихона. Я уверен, что его отравили, - он же попал в частную больницу. У него были проблемы с зубом и челюстью. После укола ему стало плохо. Знаем мы эти уколы...
Но Русская Зарубежная Церковь, пока это было возможно, считала себя частичкой, оторванной от матери-Церкви до воссоединения. Ведь у нас были такие большие картонки, где от руки, очень красиво, прописью, был написан отпуст для каждого богослужения: «Спаси, Христе Боже, и помилуй...». Там, я помню, было зачеркнуто после смерти «Патриарха Тихона», и очень сложно было спеть - «местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра». Этой картонкой мы тушили лампады, потом она исчезла. Не умели хранить то, что нужно было сохранить и показать сейчас: видите? Правда, после декларации 1927 года молиться за митрополита «заместителя местоблюстителя» при живом митрополите Петре у нас перестали.
Один изумительный епископ Сербской Православной Церкви, ученик нашей Троицкой церкви, владыка Андрей (Фрушич), епископ Баня-Лукский (потом он переехал в Сремску Митровицу), говорил всем своим ученикам: «Следите за тем, как ведет себя Русская Заграничная Церковь, идите за ней, и вы никогда не ошибетесь».
Я имел счастье прислуживать владыке Анастасию. Помню, как он рукополагал в 1942 году византолога Владмира Мошина, и эти слова Божественной благодати, которые он произносил, глядя не на нас, а куда-то ввысь…
Наш митрополит Антоний - фигура еще недостаточно оцененная. Знаете, есть в истории спор о том, может ли личность изменить историческую судьбу. Конечно, может. В 29 лет митрополит Антоний стал ректором духовной академии, архимандритом. Он открыл настежь двери. Его осуждали, к нему заходили и пьяницы, и воры. И всегда получали чай, хлеб, когда было - варенье, и теплое помещение. Но не в этом дело. Все его слушали. Он был христианским Сократом. Он был апостолом Павлом наших времен. Еще живы люди, которые приходили к нему. Их встречали открытые двери и его жертвенность, которая стала даже предметом иронии. Своего келейника архимандрита Феодосия он называл Федей. «Федя! Опаздываем на литургию, где ты там?». - «Авва, не могу сапоги найти». - «А где они были?». - «В передней, новые». - «Так это твои сапоги были?» Вошел какой-то нищий, оборванец русский. Митрополит увидел, что у него нет обуви и говорит: «Да вон там сапоги стоят, надевай». Знаменитый рассказ про Федины сапоги.
Другой знаменитый рассказ про митрополита Антония, когда его пригласили в 1931 году в Лондон. Тогда там служил епископ Николай Лондонский, скончавшийся от туберкулеза в 1932 году. Митрополиту Антонию была присуждено звание почетного доктора наук, и вот его повели в зоопарк, митрополита Антония - в зоопарк, чтобы показать огромного льва. И говорят: «Это самый крупный лев в мире, символ Великобритании». Ну, на Великобританию и на льва ему наплевать, конечно, было. Он постоял и уже хотел уходить. А отец Феодосий, который был выше митрополита на полторы головы и стоял где-то позади, спрашивает: «Авва, куда ты идешь? Что они тебе сказали? В чем дело?» - «Да, знаешь, думают, что это самый крупный лев в мире. Наверняка, есть крупнее два десятка. Но если это им нравится, пусть так думают». - «Ну, подожди, я хочу посмотреть». Он отодвинул митрополита Антония и очень резко - а у него была огромная бородища - вышел и заглянул в клетку. Лев испугался, попятился в угол клетки. А митрополит Антоний сказал по-английски и по-русски: «Вот сила Православия!».
Вот в этом, понимаете, наша вечная тяга к России. Ведь каждое Рождество, каждая Пасха встречались здесь одинаково, каждое застолье: «Следующая Пасха - в России», «следующее Рождество - на родине». Это сохранялось. Поэтому после того, как первые реакции были почти что положительные, начали арестовывать русских. Тогда русские кинулись к генералу Жданову и Толбухину, после чего это и было прекращено. Это партизаны делали в угоду Сталину, думая, что ему будет приятно, когда в Москве услышат, что они изничтожают «белогвардейскую мразь».
Помню, в 1991 году я брал интервью у Патриарха Алексия II. Он знал, откуда я и кто я. Один из моих вопросов был от Зарубежной Церкви. Он отвечал: «Нам предъявляют четыре основных требования. Покаяние всенародное и всего клира. Но перед кем? Как можем мы, мученическая Церковь, приносить покаяние перед Зарубежной Церковью, у которой не убили ни одного человека, не замучили на Соловках, на Валааме, в Магадане? При всем к ней уважении, отказаться от патриарха Сергия?.. Вы представляете себе (у меня есть запись его голоса, его интервью), какой бы престиж я получил, когда стал Патриархом Московским и всея Руси, если бы отмахнулся от Святейшего Патриарха Сергия, его декларации 1927 года и его лживых интервью в 1930 году зарубежным корреспондентам о том, что нет гонений в Советском Союзе на Православную Церковь?»
А это интервью, между прочим, нас, зарубежную паству больше потрясло, чем декларация 1927 года; там все зацепились за фразу: «Радости нашей советской Родины - наши радости». А радости советской Родины - это избиение архиереев, это закрытие церквей и монастырей, это убийство сотен монахов и монахинь. Там еще было требование выражать лояльность к Советскому Союзу. Да что вы! Князю Голенищеву-Кутузову, у которого всю семью перебили, лояльность к Советскому Союзу выражать? Это все было вынужденно и не так страшно. Страшно было, когда мы - условно говоря (я тогда еще не родился), за рубежом, прочитали, что заместитель местоблюстителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси иностранным корреспондентам говорит явную ложь. Разве, спасая Церковь, надо непременно лгать? Христос спасет Церковь! Много званых - мало избранных. Где сказано, что все русские православные будут среди «мало избранных»? Это, может, пять представителей Грузинской Церкви, двадцать сербов и один русский. Или миллион русских…
Дальше он (патриарх Алексий II) сказал: «Я расскажу вам один анекдот. Нашли русского Робинзона Крузо. Все то же самое: единственный спасся, на корабле плыл, какие-то семена привез, козочку нашел. Выжил. Его увидели люди. И он им объясняет перед отъездом с пустынного острова: „Вот здесь я первый частокол вбил, тут у меня порох был, я на зверей для пропитания охотился“. Весь чудный детский роман мы знаем. А ему и говорят: „Простите, а вот здание какое-то красивое!“. - „Так я же русский, я православный. Это мой храм. Я ходил в храм“. - „Простите, но напротив тоже стоит!“. - „Это тот, куда я не хожу!“».
Понимаете, это страшный анекдот, и это суть нашего никому не нужного фанатизма. И это было. Конечно, было. И нас называли раскольниками, причем карловацкими. Ни в чем не повинные сербы вошли в мировую историю Православия со своими Карловцами. В моей книге, над которой я работал год, эта глава о правоте существования нашей, Заграничной, Церкви останется.
Что касается правоты существования Зарубежной Церкви, знаете, скольких эти священники спасали от самоубийств, сколько браков восстановили, сколько детей крестили? Хорошо еще, в Сербии могли сербские священники окормлять. А во Франции? Что, оставить все пасторам и приорам? Нет. Это святая миссия Русской Зарубежной Церкви. И никогда у нас не было, даже во время войны, под немецкими оккупантами, молитв против Родины. Молились за спасение России, а уж вы понимайте, как хотите. Я помню, когда митрополит Анастасий (Грибановский) напутствовал отряд советской молодежи. Это были американские бомбежки 1944 года. На пустыре рядом с церковью были выстроены две сотни человек. И хотя я не был еще тогда иподиаконом, а только маленьким мальчиком, мне посчастливилось идти с митрополитом Анастасием, нести и подавать ему чашу со святой водой и кропилом. Я помню, как он сказал: «Не на победу вас благословляю и окропляю, а на муки и на возможную смерть». И всё, понимаете? Недаром у русского солдата с собой была всегда чистая рубашка, чтобы пред Богом в ней предстать. Перед Бородином надевали чистую рубашку. Это другой дух.

Иподиакон Андрей Тарасьев,
записала Александра Никифорова 18 мая 2007 г.

церковь, история, РПЦ, духовенство, люди, Православие

Previous post Next post
Up