Два слова об искусстве

Aug 15, 2016 07:11

Сальвадор Дали сказал: пока ты не освоишь в совершенстве классическую технику живописи, ты не имеешь права говорить миру ничего нового.
Прекрасные слова!
Давеча пришлось говорить о том, что виртуозность и техничность сама по себе ничего не стоит, - и это тоже верно.
А тут - о другой стороне медали, о том, что без совершенного владения техникой всякие потуги и выкрутасы несостоятельны.
Молодежь, бунтари, новаторы, модернисты, авангардисты - и консерваторы, тяготеющие к классике, - конфликт, споры между первыми и вторыми, - явление в искусстве вечное.
Однако всегда на первом месте должен быть вопрос: искусство - или не искусство.
Сформулировать, чтó делает явление искусством, отличает его от не искусства, - весьма мудрено.
Один искусствовед сказал, что разница - та же, что между виноградом и вином. Интересное сравнение, но и оно не отвечает на вопрос.
Однако граница между искусством и не искусством существует, и она достаточно отчетлива.
И очень, очень часто в этих баталиях о новом и старом забывают выяснить a priori: искусство ли это?
Дело в том, что всё новомодное, что появляется, все эти пресловутые «инсталляции» и т. д., могут быть и красивыми, и интересными, и завораживающими, и какими угодно, однако на первом месте должен быть именно этот вопрос.
Виноград может быть прекрасным, шикарным, но от него не опьянеешь (сравнение, повторяю, несколько сомнительное, но уж использую его).
Для того, чтобы вещь называлась искусством, в ней должна присутствовать некая специфическая качественная составляющая. А без нее - даже при мастерском владении техникой, о котором говорил С. Дали, - никуда. Тут никакое мастерство не спасает. Так - один только блеск и соблазн.
Велико, велико заблуждение, будто бы всё, что попало, может именоваться «искусством» уже потому только, что кто-то чего-то накрутил почуднее и выставил на всеобщее обозрение. (Нередко попутно выдумывая какие-нибудь новые искусствоведческие термины. Или - культурологические...)
И здесь, разумеется, вовсе не в том дело, старое или новое, а только в том, имеется ли ДОСТУП (о котором я говорю).

Само собой разумеется, что «художник» Павленский - никакой не художник, и его яйца, прибитые к Красной площади, - не картина (с каким бы виртуозным мастерством он их ни прибивал).
Как, равным образом, и костер у дверей ФСБ на Лубянке (хотя мы, конечно, приветствуем его протест против кагебешной путинской власти - но ведь и это тоже не делает его акцию искусством, да и вообще это другая тема).
Примеры можно приводить без числа.
Одна молодая особа (в США), которая не очень-то умела играть на виолончели, вышла с виолончелью на сцену совершено нагишом - и стала играть. (Ясное дело - чтобы хоть как-то, хоть чем-то привлечь к себе внимание.) И это тоже НЕ ИСКУССТВО.
И граффити - это не искусство. Каким бы красивым, привлекательным, интересным, мастерски-виртуозным и т. д. оно ни было. Потому что - НЕТ ДОСТУПА. Это - не искусство, а так называемая субкультура. Субкультура для сублюдей. Предмет для изучения социальных психологов, культурологов, криминалистов (насчет пачкания стен и вандализма), - но никак не искусствоведов. Опять - ГРАНИЦА.
Если угодно, та же (действительно, очень похоже!), что между дворянством и хамами.
Вообще ГРАНИЦЫ - великая вещь. И очень важно видеть, где и как они проведены. И ГРАНИЦЫ НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ - это, скажу я вам, общий, вселенский закон. Как только нарушаются границы - происходит каша в голове. (Где искусство, где не искусство, в том ли дело, старое или новое, в том ли дело, понимают или не понимают, в том ли дело, виртуозно ли исполнено, в том ли дело, нравится или не нравится, ведь если даже волнует и нравится - тоже не обязательно искусство, волновать и нравиться может и селедочка с лучком под водочку...) ГРАНИЦЫ, ГРАНИЦЫ, всюду ГРАНИЦЫ.
Когда нарушаются границы - быть беде.

Например, Хрущёв нарушил границу, «подарил» Крым Украине, - видите, что теперь из этого вышло?
А революция 1917 года - разве это, прежде всего, не НАРУШЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ГРАНИЦ?!

Ох, не любит хам знать свое место - и сидеть на своем месте. Всегда ЛЕЗЕТ. Границы нарушает. Граффити рисует. Яйца к Красной площади прибивает - и говорит, что это искусство. Признания требует. НЕТ ДОСТУПА - а он всё равно лезет. Силой. Совсем как арабские мигранты... ИГИЛ!



Das ist die Kunst!
C'est l'art!

http://sergedid.livejournal.com/332877.html

http://sergedid.livejournal.com/5800.html

homo sapiens, глупость, люди, psychologisches

Previous post Next post
Up