Перочинный ножик
Перочинный ножик, ножик перочинный,
Перочинный ножик, ножик перочинный,
Перочинный ножик, ножик перочинный,
Перочинный ножик. Перочинный нож.
Ножик перочинный, перочинный ножик,
Ножик перочинный, перочинный ножик,
Ножик перочинный - перочинный ножик! -
Ножик перочинный со стола упал...
* * *
Наиболее ценной особенностью этого стихотворения является его драматургия. Поэт не спешит к развязке, которая наступает только в самом конце. С поразительным мастерством он выдерживает форму и до последнего момента заставляет читателя пребывать в величайшем эмоциональном напряжении. Однако это напряжение ни в коем случае нельзя назвать статичным. Благодаря мастерски используемому приему ostinato - при необычайно устойчивом ритме - одна и та же постоянно повторяющаяся мысль рождает мощное нарастание, сравнимое с бетховенским crescendo, несущее в себе огромный энергетический заряд.
Талант и мастерство блестяще проявились и в такой замечательной находке, как примененная автором инверсия: вторая строфа предстает перед нами как бы в виде зеркального отображения первой. При этом вторая строфа не просто отражает первую, но и по-новому - можно сказать, с совершенно противоположной стороны! - освещает ее содержание.
Особого внимания заслуживает каденционный оборот - предшествующий развязке синтаксис (ни разу прежде на всём протяжении стихотворения не встречающийся) показывает внимательному и просвещенному читателю, что автору хорошо известны законы риторики, подчеркивающие значение кульминации, каденций, построения периодов. Во всём произведении знак восклицания поэт употребляет только один-единственный раз - и потому знак этот поистине на вес золота. Именно этот одновременно и сильный, и в чём-то даже прихотливый, изощренный синтаксический прием - и предполагаемая им выразительнейшая интонация - психологически подготавливает читателя к главному событию, о котором автор сообщает лишь в самой последней строчке.
И далеко не случайно всё завершается исполненным глубокого смысла и значения многоточием: после того, как стихотворение закончилось, хочется еще долго слушать тишину...
* * *
Если из вас ничего толкового не вышло, если в жизни вам не удалось добиться ничего особенного, становитесь литературным критиком. Это поистине неисчерпаемая, неистощимая золотая жила. Наверняка вы сразу станете уважаемым человеком.