Мы - не болото

Jun 04, 2024 21:34


Преподобная Евфросиния Полоцкая (†1173) - удивительная святая! Значение ее личности простирается далеко за рамки узко понимаемых конфессиональных интересов. Она еще и та, кого можно назвать героем своего времени, послужившим ближним на ниве просвещения, благотворительности и… так сказать, «производства материальных культурных ценностей». А поскольку сегодня в истории Полоцкого княжества видят и «культурно-исторические или цивилизационные предпосылки будущей белорусской государственности», то деятельность святой Евфросинии может быть и рассмотрена в этой же перспективе: с точки зрения значения ее трудов для зарождения и формирования белорусской идентичности.

Святая Евфросиния - велика, а мои знания и жизнь - нет. Поэтому обо всем я вам сказать не смогу. Но кое о чем попытаюсь - кратко, обобщенно и упрощенно...



Святая Евфросиния, княжна Полоцкая - Павел Татарников, 2016.

С именем святой связывается приобретение иконы Богородицы Эфесской - одной из трех, написанных, как считается, самим евангелистом Лукой. Ну, как приобретение - скорее, попытка…
Однажды Евфросиния послала гонца к византийскому императору Мануилу и к патриарху Константинопольскому Луке Хрисовергу с просьбой вот так вот взять и отдать ей образ Эфесской Богородицы для основанного ей Богородицкого монастыря…

Вообще здесь стоит вспомнить, что образ Ефесской Божией Матери уже вспоминался и в более древних житийных историях. Считается, что Ефесская икона уже была принесена из Корсуни в Киев в 988 году крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром. Как так? Или евангелист Лука написал два Ефесских образа, или…князю дали список этой иконы, которых могло быть много… Если так, то в избирательности просьбы игуменьи нужно видеть особую претензию: она хочет заполучить именно то, что не заполучил Владимир, а в этом содержится какая-то заявка на преемственность идей - вопрос только, каких.

Как мы знаем, в Царьграде не оставили просьбу полоцкой игуменьи без внимания и дали ей… тоже список чудотворного образа (который житие воспринимает как оригинал), а вместе с ним - и другие реликвии. Некоторые даже считают, что речь идет о списке не Эфесской, а Цареградской Одигитрии, и что просьба святой изначально была скромнее и подразумевала только список. Но последнему мнению я не доверяю: просто список ведь и самой можно было написать, или заказать через курьера в местном Софрино - без всех этих императоров и патриархов. Она ж не была нищенкой какой-то…

В пользу того, что преподобной Ефросинии дали список, свидетельствует и рукопись, хранящаяся в фондах Нижегоодского историко-архитектурного музея-заповедника, в которой рассказывается история обретения Ефесской «Одигитрии»: она, будто бы, была написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки… Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году». Т.е., «первоначальный образ» из Ефеса сам являлся списком какого-то конкретно не названного прообраза, остался в Византии и, якобы, попал на Русь благодаря заботам состоятельных спонсоров только в XV веке, и ни князь Владимир, живший намного раньше, и ни игуменья Ефросинья к этому отношения не имеют.

А еще некоторые исследователи обращают внимание на то, что гонец был направлен в Византию не полоцким князем и даже не полоцким епископом, а лично игуменьей, что странно, загадочно и волнующе. Что это?
Вариантов может быть три: а) Евфросиния является лишь исполнительницей воли князя и\или епископа или действует с их благословения - просто жития не указывают всех юридических формальностей и обстоятельств дела; б) в руках преподобной сконцентрировался не только духовный авторитет, но и некоторая светская власть, делающая ее правосубъектной даже на международной арене; в) святая не довольствовалась положением дел ни в государстве, ни в Церкви и, имея «свою игру», могла позволить себе собственную инициативу вплоть до таких вот масштабов.
Вспомним, что и постриг она принимает без благословения родителей, для которых ее уход в монастырь был личной и политической трагедией, и постригает ее, княжну, отнюдь не епископ. Мельников предполагает, что это потому, что св. Мина, епископ Полоцкий тогда был очень стар и доживал последние дни, но если это и так, то… как говорится, вовремя оказаться на больничном - большое везение. Но я думаю, что в той или иной степени верны все три варианта.

Расчет Евфросинии на то, что ее Полоцк достоин претендовать на право хранения у себя святыни такого «ранга», примечателен как с духовной, так и с культурно-политической точки зрения. Дескать, Полоцк - отныне это вам не какое-то местечковое болото (топоним «Полоцк» от названия реки Полота - лит. pala «болото» или латыш. palts, palte «лужа».). Полоцк - это христианская столица, величие и значение которой заслуживает «апостольского преемства», пусть и не прямого, а опосредованного: выдумывать легенд про то, как кто-то из апостолов лично посетил здешние окрестности, никто не стал. Заслуживает Полоцк и соответствующего внимания со стороны других государств - даже таких, как Византия. Это - важное заявление святой, имеющее всестороннее историческое значение.

Вспомним, что и строительство полоцкого собора Святой Софии - храма с таким названием и размерами - было уже не просто соперничеством с другими древнерусскими княжествами, но и попыткой подражания самому Константинополю и его величию.

Что касается «международной правосубъектности» Евфросинии. Известно, что на пути в Иерусалим Евфросиния встречается с византийским императором...
Любовь Левшун делает интересное предположение об изначальном смысле этого путешествия… 4 мая 1172 года умер король Венгрии Иштван III, который был сыном двоюродной сестры и крестницы Фружины (Евфросинии), дочери Мстислава Владимировича Великого, внучки Владимира Мономаха. Престол должен был занять Бела III, но этому противилась венгерская аристократия и даже сама Фружина. Но Бела таки становится королем при военной и финансовой поддержке византийского императора Мануила. И преподобная захотела встретиться с ним, чтобы просить о безопасности своей двоюродной сестры и, уладив вопрос, отправляется в Иерусалим, но, опять же, не просто так - по поручению патриарха и императора (услуга за услугу). Она, являясь родственницей многих европейских государей, и, в то же время, будучи представителем «нейтрального государства», должна была выступить посредником в просьбе о разрешении возможности проживания в Иерусалиме православного патриарха. Предыдущий умер, а нового было невозможно поставить, так как Святая Земля была оккупирована крестоносцами. Иерусалимским королем-католиком был Амальрих I, который был как родственником Мануила Комнина, так и состоял в дальнем родстве с полоцкими Святославичами через Генриха Французского, женатого на двоюродной прабабке Евфросинии - Анне Ярославне (дочке Ярослава Мудрого).
А Чудинова И.А. связывает посещение Византии преподобной с тем, что ее род, в том числе и отец, оказались там в изгнании - если это так, то тема вынужденной эмиграции коснулась и её...

В общем, речь идет не просто о желании предаться религиозному туризму…

продолжение следует

праздничное, политика

Previous post Next post
Up