Благодать за благодать

Oct 21, 2022 22:16


«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность (др.-греч. χάρις, лат. gratia - «благодать», S.L.)? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк.6.31-35).



Только - о последней фразе «Грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же». «Столько же», слышите? Про проценты здесь даже и речи не идет! Но нам мало получить столько же: например, вежливость за вежливость - мы всегда хотим чего-то большего. Даем нищему сдачу с кофе и сразу представляем распахнутые по такому случаю Райские врата…

Кстати, грешниками здесь, видимо, Господь называет своих соплеменников среднестатистической порядочности. Иудейская культура была нетерпима к ростовщичеству «для своих»: ожидать прибыль от одолженных средств брату считается не просто греховным (мало ли этих грехов!), но и постыдным. Подобная практика установилась благодаря Торе, которая говорит: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).

Отвлечемся: в толковании на приведенные стихи из Второзакония у свт. Амвросия Медиоланского есть интересный момент, он из них выводит и тезис о неприкосновенности границ: «Закон Господень учит соблюдать это устроение, чтобы ты ничего не отнимал у другого ради собственной выгоды, говоря: Не переноси межи, которые определили отцы твои, предписывая вернуть брату твоему заблудившегося теленка, карая смертью вора, запрещая лишать наемника положенной мзды, не позволяя давать деньги в рост…», а теперь вернемся к основной нашей мысли.

Обратите внимание, во Второзаконии сказано, что принцип взаимной соразмерности есть форма оптимизации жизни именно на земле и в кругу своих ближних (кем ты будешь, если станешь одолжать своим родственникам под проценты?), но если ты хочешь вырваться за пределы земли и земных отношений и получить благодать от Бога - нечто имеющее отношение уже не к той земле, в которую шли евреи, а к той, куда идем мы, - то рассчитывать на то, что ты спасешься только потому, что не брал проценты у своей мамы - ну такое… Ветхий Завет не делает человека праведником - это следует из слов Господа. Закон Моисеев просто помогает построить иудейское сообщество и… осознать свою недостаточность и необходимость благодати. «Благодать за благодать» - это тоже «Око за око, зуб за зуб» (Лев.24:20), только с другим знаком.

Благодать, результатом действия которой становится наше спасение - это дар, gratis (от gratia), его невозможно заслужить, получить в качестве эквивалентного сотворенному, о чем и говорит ап. Павел: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9-10). Заслуженная благодать - это оксюморон. Но «не придет Царствие Божие приметным образом», поскольку «Царстве Божие внутри нас» (Лк.17:21) - оно начинается, если начинается, уже здесь, в этой жизни: и если у нас нет и не станет милости, «благодати», «грации» в веке сем, то… ее не будет и потом, когда времени уже не будет.

«Суд без милости не оказавшему милости» - говорит апостол Иаков (Иак.2:13) - здесь может показаться, что мы тоже выходим на какую-то равную взаимность, но на уровне отношений уже не социальных, а «бого-человеческих»: мы получаем от Него милость (все те же χάρις и gratia ) взамен за свою милость к ближнему - т.е., мы, как бы, заслуживаем получаемое… Но… Это не совсем так. Соразмерность - это количественный показатель: рубль дал - рубль получи. Богу мы не можем дать ничего такого, что количественно соответствовало бы дару спасения, поскольку он есть вечная жизнь: бесконечно возрастающая величина. В мире не существует столько бабушек, чтоб переведя их всех через дорогу, можно было бы заслужить рай. Милость на милость, благодать на благодать, дар на дар - мы можем, сказать, что это тоже своего рода «равная взаимность», но равенство это не в количестве, а в качестве: у нас нет своей добродетели - у нас есть дар Божий, поскольку мы ничего не можем делать (хорошего) без Господа (см.: Ин.15:5), а с Ним можем делать всё (Фил.4:13). Это не равенство количественное - это качественное тождество: наша милость к ближнему - это милость, благодать от Бога, данная нам Им же, это начало нашего Рая, который приходит незаметно.

Но приходит незаметно не только рай… Не умеющий прощать не умеет быть и прощенным: прощение Бога не делает его лучше, а пути его - правыми. Не умеющий быть бескорыстным альтруистом просто рискует стать жертвой чьего-то снисхождения, которое нужно ему так, как навозному жуку нужен мёд (никак). Вот вам нужен сервис круглосуточной доставки наковален? Нет! Вот и благотворение некоторым из нас не надо (они привыкли только получать), и Церковь (которая не может им дать то, что им нужно), и Бог с Его прощением, и, стало быть, Рай им тоже не нужен - там тоже нету того, что им необходимо…

В общем, друзья, будьте милосердны и… не переносите границ, не путайте берега... Помните, что и грешники иногда творят добрые дела… ничего не ожидая взамен. Чем вы лучше их? А так да, все мы добрые, правда, не все делаем добро.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор 13:13)

воскресное, логотея

Previous post Next post
Up