Ранее мы уже выяснили, что цели экономики всегда субъективны. Даже по той причине, что свой собственный биологически обусловленный уровень потребления люди оценивают больше эмоционально, чем разумно. Пусть так, но даже при субъективной оценке итогов экономической деятельности результат всегда объективен: это те блага, ассортимент и количество которых поддаются объективному измерению. Много это или мало - каждый оценивает самостоятельно, т.е. субъективно. Но есть тут и оборотная сторона.
Люди всегда соразмеряют уровень своего потребления с собственными трудозатратами. И когда трудозатраты несоразмерны полученным экономическим благам, рост потребления прекращается. Давайте предположим, что есть небольшая абсолютно изолированная территория с полным набором всех природных ресурсов: плодородные земли, полноводные реки, в недрах - полный набор всех минерально - сырьевых ресурсов. Для начала поместим туда одну семью, ведущую натуральное хозяйство. У нас получится элементарная экономическая система, в которой уровень потребления, достигнув какой-то величины, перестанет расти. Такой уровень потребления определим как достаток. Это когда необходимого и прибавочного продукта достаточно и человек не видит необходимости трудиться ещё. Система приходит к равновесию с окружающей средой, которое будет просто поддерживаться. Но семья - это очень специфическая экономика. В ней все трудятся из любви к друг-другу, даря близким плоды собственного труда. Вопрос о том, кто должен потреблять больше или меньше просто не стоит. Это - естественное состояние человека. Это и есть Любовь, когда дарить важнее, чем брать.
Но вот со временем семья разрастётся до рода или племени, тогда неизбежно появятся охотники, рыболовы, кузнецы и так далее. То есть естественным образом произойдёт общественное разделение труда, которое невозможно без товарообмена. То есть люди начинают производить продукты, которые предназначены не только для личного потребления, но и для обмена. То, что производится на обмен (продажу) - это товар. А товар имеет стоимость.
По Марксу товар имеет потребительскую стоимость и просто стоимость. Потребительская стоимость есть его полезность для потребителя, как сейчас говорят, востребованность на рынке. Но ведь то, что никому не нужно, никто у вас и выменивать не будет, это и без Маркса всем было понятно. Но как обеспечить справедливый обмен? Это тоже известно очень давно из «Этики» Аристотеля:
«Справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца».
То есть трудовая теория стоимости была известна со времён античности, но её продвигали и развивали по мере сил Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс. Согласно трудовой теории стоимости товары обмениваются между собой в таких соотношениях, чтобы обеспечить равенство затрат труда, общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях при существующей технологической базе.
Что означает термин «общественно-необходимые затраты»? Дело в том, что учитывать количество трудозатрат персонально для каждого работника невозможно, да и не нужно. Труд разных людей не одинаково эффективен или производителен, а продукты труда могут иметь разное качество. Ну и понятно, что выращивать помидоры на Новой Земле и в Крыму - две большие разницы. Поэтому общественно-необходимые трудозатраты всегда определяются для конкретного рынка. Сложившиеся на конкретном рынке соотношения обмена товаров и отражают их СТОИМОСТЬ, т.е. общественно - необходимые затраты труда на их производство, которые выражены объективно, численной мерой, раскрывающей пропорции обмена одного товара на другой. Примерно так выглядит кросс-курс обмена валют, только вместо валют надо подставить наименование товаров.
Итак, мы теперь знаем, что стоимость имеет численный, следовательно, объективный измеритель. Но это очень неудобно. Представьте себе, что вы идёте на рынок, волоча на спине мешок картошки для покупки курицы. А продавцу курицы не нужна картошка, ему нужна мука. В общем, это действительно неудобно.
Именно поэтому развитие экономики шло очень медленно, оставаясь веками и тысячелетиями на уровне натурального хозяйства, где всё производилось внутри семейного хозяйства и там же потреблялось. В России, например, так было до XX века для большей части населения. И сегодня можно найти племена, экономика которых устроена также.
И здесь мы приходим к одному очень важному выводу: экономика не развивается стихийно, сама по себе. Её развитие - это всегда результат управления. Но, как говорил Воланд для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. А точность плану придаёт метрология, т.е. опять же численная определённость.
Мы уже знаем, что такое меновая (по Марксу) стоимость и знаем, что практически ей пользоваться даже в современных условиях очень неудобно. Но ведь и с валютным курсом мы всегда работаем, соотнося рубль с другой валютой. То есть выражаем все валюты через одну. Тогда можно стоимость всех товаров выражать через стоимость какого-то одного, что будет намного удобнее. Но если ещё немножко подумать, почему бы нам не выразить стоимость всех товаров через какой-то условный или виртуальный измеритель? Например, у нас есть товары a, b, c, d, e. Определим их стоимость за единицу через некий условный измеритель:
Вот у нас и получилась условная расчётно - платёжная единица. Теперь мы можем определить, чего и сколько мы получим за свой собственный товар на рынке. И теперь мы можем создавать многоотраслевую экономику, основанную на общественном разделении труда. Такая экономика намного эффективнее натурального хозяйства, это я даже доказывать не буду.
А если мне скажут, что такое невозможно, так я порекомендую открыть учебник истории.
Многоотраслевая безденежная экономика действовала в Древнем Египте тысячелетиями, начиная с Раннего Царства, о чём сохранились документальные свидетельства. Сначала никакого материального эталона стоимости не существовало, но начиная с Нового Царства эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, тем не менее, цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом. Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало «кольцо», но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Желающие могут прочитать об этом в учебниках по истории экономики.
Очевидно, что изобрели такую систему жрецы, которые управляли и Египтом, и его экономикой. Фараон и его чиновники были теми людьми, которых сегодня называют менеджерами, т.е. надсмотрщиками за рабами. Я опять ничего не придумал, именно такое определение менеджерам дают американские (им виднее) учёные Кеннет Клок и Джоан Голдсмит в своей книге «Конец менеджмента и становление организационной демократии». Однако за этой сворой нужен был жёсткий присмотр, который осуществлялся путём сплошного и непрерывного документирования всего происходящего писцами. Известно, что сословие писцов было весьма многочисленным. Писцы записывали всё - урожаи, рождения и смерти и уж конечно налоги, которые собирались натурой, в том числе с чиновников, даже высокопоставленных. Писцы подсчитывали состояние того или иного чиновника и брали с него соответствующий налог. Это было бы невозможно без применения единого измерителя и введения в хозяйственную деятельность понятия стоимости (возможно, под другим названием). Насколько справедливо они её устанавливали - вопрос к историкам. Как бы там ни было, в Древнем Египте тысячелетиями работала прекрасно отлаженная налоговая служба при отсутствии денежной системы. И уж если зашла об этом речь, то надо сказать - данный факт неопровержимо доказывает, что бухгалтерский учёт как информационную технологию изобрели именно древние египтяне (или их предшественники, от которых и пошла каста жрецов), а не Лука Пачоли в средние века. Кто - то же должен был разработать общую методологию планирования производства, систему сбора и обработки информации (учёт) в общегосударственном масштабе, после чего создать нормативную базу для писцов, т.е. что и как следует документировать, как первично собранную информацию следует обобщать, какую и в какие сроки представлять отчётность. Очевидно, что центром управления учётными процессами могли быть только храмы. А управляет тот, кто всё знает. При этом необязательно было объяснять рядовым писцам смысл их работы. Здесь полная аналогия с современными бухгалтерами. Попробуйте сегодня найти бухгалтера, который задумывается над теорией учёта. Также надо упомянуть, что современная экономическая наука до сих пор гадает, в чём же природа (т.е. внутренний смысл) бухгалтерского учёта, выдвигая бесчисленные теории, но одна из них не является общепризнанной. Возвращаясь к древности, мы видим законченную и совершенную систему: жрецы ставили задачи, чиновники отвечали за их выполнение, а писцы независимо от чиновников собирали информацию о ходе их выполнения и достигнутых результатах. Именно поэтому Древний Египет просуществовал несколько тысячелетий, имея тщательно документированную историю, бережно хранимую в многочисленных храмах. Надо сказать, что в варварских племенах, окружавших Древний Египет (например, у эллинов), деньги появились очень давно, о чём египетские жрецы безусловно знали. Тем не менее, в Египте деньги начали чеканиться только с началом правления династии Птолемеев (323 год до н.э.), т.е. в период, когда процесс заката египетской цивилизации вследствие деградации элиты вошёл в финальную стадию. И в завершение исторического отступления обратим внимание на тот интересный факт, что безденежную экономику, подобную древнеегипетской, видел своими глазами Фернандо Кортес в период Конкисты. И эта страна была богаче Испании.
Но вернёмся к стоимости. Понимание природы стоимости, изложенное выше, работает при любом социально - экономическом строе, в денежной или безденежной экономике, при наличии писаных юридических законов или при полном их отсутствии. Это означает, что стоимость - явление естественное, т.е. физическое. А экономику, основанную на физической природе стоимости, с полным правом можно назвать физической экономикой. Такой термин уже ввёл в своей одноименной работе Линдон Ларуш, но физическую природу стоимости он не раскрыл. Нужно сказать, что есть и другие теории стоимости. Однако я бы хотел получить от их адептов ответ на один простенький вопрос: как работают механизмы стоимости, описанные в этих теориях, в случае отсутствия денег и законов?
Итак, мы определили базовое экономическое понятие - стоимость и выяснили, что оно работает и без денег, что исключает или сильно ограничивает всякого рода мошенничество. Надо только уметь считать и иметь такое желание. Будет уместным подчеркнуть главное - данная трактовка стоимости имеет адекватную жизни объективную экономическую метрологию, что позволяет исследовать и моделировать экономические системы. Труд, в той или иной форме, будет всегда.
Но важно понимать и следующее. Да, стоимость есть объективное понятие, это не абстракция. Но это означает, что это будет работать не для экономики вообще, как это принято, а для конкретной экономической системы в конкретных обстоятельствах. Но именно так реальная экономика и работает, при условии, что экономические субъекты действуют исключительно в собственных интересах и свободны от какого - либо внеэкономического давления (действия властей, природные катастрофы и т.п.). Сказанное предполагает, что экономические субъекты должны быть независимы, т.е. самостоятельно производить свои товары и распоряжаться ими. При соблюдении данных условий можно сказать, что товары на свободном рынке обмениваются по справедливой стоимости, т.е. по труду, что и есть экономическое благосостояние. Итак, свободный рынок - условие экономического благополучия, но не спешите записывать меня в либералы.
Разумеется, такая экономика существует сегодня только гипотетически. Главная проблема в том, что в современном обществе люди не могут сказать, что они производят. То есть они, конечно, трудятся, но результат их усилий не всегда может быть идентифицирован как продукт чьего-то конкретно труда. Кроме того, люди не являются хозяевами (владельцами) произведённого. Например, что произвёл рабочий за смену на сборочном конвейере? В марксистской терминологии это называется отчуждение человека от результатов его труда. Можно сказать иначе - люди утратили экономическую субъектность, т.е. если без политкорректности - превратились в рабов или ресурс и в этом выводе я ничуть не оригинален.
Вышесказанное накладывает свой отпечаток на мышление. Сегодня люди сопоставляют стоимость товара не с трудом на его производство, а с денежной оплатой. Например, глядя на новую модель телевизора или автомобиля человек думает, сколько ему надо работать, чтобы её купить. Но разве оплата труда всегда справедлива? Насколько справедлива оплата труда депутатов или министров по отношению к заработной плате врачей и учителей?
Так называемая «рыночная» экономика ничего общего не имеет с экономикой свободного рынка и основана на внеэкономическом принуждении или обмане, которого люди не замечают исключительно благодаря пропаганде, основной частью которой является и официальная экономическая наука, в том числе и советская времён позднего СССР.
Однако все сделанные выше оговорки касаются лишь вопроса справедливости распределения, что не отменяет само понятие стоимости в вышеизложенной трактовке. Раскрытое выше понятие стоимости имеет объективный характер и действует в любой экономике, что будет показано позднее. Здесь же нам следует понять и запомнить, что стоимость никак не связана с деньгами, для чего умышленно рассматривался безденежный обмен. Точное определение стоимости позволяет нам осуществлять экономическое моделирование, чем мы займёмся немного позже, но сначала рассмотрим обмен детально.