Об ошибках в преподавании - про грабли и шишки

Feb 06, 2012 14:42

Несмотря на оффтопы, я помню и придерживаюсь заявленной тематики. Тем более о преподавании - действительно уже очень давно надо написать хоть что-то (опыт как всегда проситься переродится в текст).

Ошибок у преподавателей море. Независимо от их названия (преподаватель, учитель, педагог, тренер, спикер, оратор, наставник, репетитор, лектор) их можно смело делить на два пункта:

1. Ошибки в работе с аудиторией
2. Ошибки в работе с материалом

Итак мои ошибки в работе с аудиторией:

1. Риторика

Проблемы с дикцией, тоном, громкостью, мимикой, непроизвольной моторикой и прочие мелочи. Все это решается с опытом, как в плавание - научиться которому можно только плавая. После каждого выступления, после каждой лекции навык растет, словно скил в компьютерной игре.

Я не замечал, что говорю тихо и меня тупо не слышат. Я бубнил. Я мялся. Я прятался за стол, тумбу и пр. Я краснел. Я бессмысленно кружил и мельтешил руками и пальцами. Да я вообще не диктор телевидения между прочим и даже не репортер. Но все проходит.

2. Драматургия выступления

Любая публичная речь - это творчество. Лекция преподавателя - это конечно не искусная игра актера конечно, но и в ней должны быть паузы, напряжения, развязки и прочие моменты вовлечения аудитории. Когда студенты засыпают, можно понять, что номер совсем не удался. Как только лекция начинает напоминать рассказ с завязкой, развитием, интригой, кульминацией, развязкой, заключением - процент слышащих становиться намного выше.

У меня студенты спали, теряли интерес и начинали общаться между собой (или уходить в гаджеты). Я часто сам путался в своих мыслях. Очень редко готовил четкий сценарий выступления. В общем пока меня спасала только импровизация и отдельно взятые яркие моменты\истории. Еще работать и работать.

3. Построение системы ролей в коммуникации

Преподаватель должен быть первым среди равных, а не в доску своим. Если не будет уважения, а разовьется панибратство, то аудиторию не собрать, лекция превращается в кухонный разговор всех со всеми (это в лучшем случае). Но при этом всегда нужно выходить с аудиторией на открытый контакт. Преподаватель должен быть чем-то вроде мокреца Стругацких, а не наставником, учителем народа, назидателем, надсмотрщиком, кричащей злыдней, тюремным авторитетом, полицаем и т.п.

Здесь я хапнул горя еще в работе с детьми в качестве игротехника. Если переиграешь в старшего брата, то будешь получать эмоции и поведение достойное старшего брата, со всеми капризами, ссорами и прочими прелестями. Если включишь режим вертухая, то потом никогда не достучишься до настроений, эмоций ребенка. Если включишь наплевательский режим, то получишь горсть конфликтов между детьми предоставленными сами себе, а потому строящих идеальный мир с нуля в миниатюре, со всеми ошибками и бедами человечества.

В общем держать тонкую грань между своей нейтральность\безличностью и вовлечением аудитории в тему - нелегкий труд. Никогда не пойду работать в школу - это ужасная пытка и рабская галерная работа. С детьми на самом деле намного тяжелее чем со взрослыми (хотя и они порой ведут себя как дети) - т.к. у них почти все на эмоциях, чувствах - голос разума в их душе еще слишком слаб. Если вам нужна экспа в работе с аудиторией - поработайте с подростками 14-18 лет (но если честно - не пожелаю и врагу).

Мои ошибки в работе с материалом:

1. Структура

Материал должен быть структурирован и подчинен как задачам драматургии выступления, так и миссии просвещения. Материал нужно не только донести, но и убедиться в его усвоении (без контрольного выстрела работать нельзя).

Здесь у меня шишок море. Все упорядочивается на ходу, всегда экспромт, всегда по ходу пьесы. Иногда кривая вывозит (выручает авось), иногда нет. Чем дальше тем больше понимаю необходимость планов, тезисов, методичек, печатных работ. Здесь мне еще расти и расти.

Самое главное это выделять ключевые мысли. Причем желательно на одно выступление одна ключевая мысль и несколько тезисов её раскрывающих (даже если это искажение реальности, все равно весь спектр не передать, а форма изложения всегда так или иначе ограничивает мысль)

2. Визуализация

Мы живем в мире визуалов (проклятый бесовский ящик испортил народ). Если нет возможности подготовить инфографику, или презентации, или раздаточные материалы, надо рисовать на доске. Если не все можно нарисовать, то обыграть и показать надо в формате игры (драматургии выступления).

С презентациями у меня просто беда. Тут работа над ошибками будет идти еще долго. Доску и драматургию использую, но без цветных картинок все это уже давно не то...

Итог:

Каждое выступление (лекция) должно быть подчинено одной конкретной идеи, доносимой до аудитории. 
Этой идеей нужно гореть, с ней нужно играть, её нужно показывать в картинках, раскрывать поэтапно, не забывая держать себе немножко в стороне от идеи и её общения с аудиторией через вас.

О преподовании

Previous post Next post
Up