Род и племя как формы первичной самоорганизации людей

Jul 07, 2023 13:16


В предыдущих статьях этого цикла было показано, что искать какой-то единый смысл жизни для всего человечества - занятие пустое. Но для каждого отдельного человека он очевиден и для верующих это спасение души, а для атеистов - реализация или освоение собственного генетически заложенного потенциала развития. Но это при условии, что и те и другие признают бессмертие души.

Что же касается семьи, то это безусловно первичная ячейка общества, в которой мужчина и женщина достигают гармонии в Любви и продлевают род, стремясь решить для будущих поколений два вопроса:

1. Обеспечить детям лучшую среду обитания, чем та, которая была при их вступлении во взрослую жизнь.

2. Передать детям свою личностную и семейную культуру существования в этой среде для их будущего.



Но никакая семейная гармония невозможна без общего мировоззрения супругов, центральной частью которого является смысл человеческого бытия и добровольного принятия (в рамках мировоззрения) общности судьбы.

По вышеизложенным причинам в нормальной семье власть, как инструмент принуждения, не нужна совсем. Координация? Да, нужна, особенно при ведении совместного хозяйства. Но она достигается естественным семейным согласием.

Однако семья, как правило, не может самостоятельно обеспечить свою защиту и прежде всего того природного ресурса, посредством которого обеспечивается экономическое благополучие. В исторической, но не сильно отдалённой перспективе это земельный участок, пастбище, охотничьи угодья и т.п. Возможны конфликты с другими семьями или разного рода пришельцами.

Жизнь требует объединения людей в более крупные сообщества. И естественным путём такие сообщества формируются на основе кровно-родственных связей. Но, как известно из многочисленных феодальных разборок и позднее гражданских войн, братья, отцы и сыновья нередко поднимают оружие друг на друга. Значит опять же, родовая община должна быть спаяна не только общностью крови. Тогда что превращает родственников в общину?

1. Может быть это и очевидно, но общность языка, без чего всё остальное невозможно;

2. Общность мировоззрения, основанная прежде всего на едином для всех членов общины понимании что есть добро и зло для рода. Надо сказать, что вероисповедание, как правило, тоже общее, но оно есть надстройка над мировоззрением, что должно быть понятно из предшествующих статей.

3. Общность экономического уклада. Тут надо понимать, что любая экономика определяется тем, что производим и как распределяем. Это и есть экономический уклад, порождающий первичную культуру, следы которой и находят археологи. Но археологи видят только материальные артефакты, а собственно процессы производства и способ распределения часто не рассматриваются. Однако это очень важно, поскольку если не достигнута определённая культура производства, то и распределять будет нечего. А если произвели, но распределили несправедливо, то об общности забудьте.

4. Общность территории, на которой члены рода ведут хозяйственную деятельность для своего жизнеобеспечения. И эту территорию и находящиеся на ней природные ресурсы члены рода совместно защищают от различных посягательств чужаков.

Вычеркните из вышеперечисленного любой пункт и рода не будет. Родственниками все останутся, но рода, как способа социальной самоорганизации, уже нет.

А теперь о самом важном. И у зверей есть инстинкт, требующий защищать потомство даже ценой собственной жизни. Дело в том, что члены родовой общины добровольно принимают на себя обязанность по защите сородичей, именно это даёт им право на защиту рода. Это не инстинкт, это часть мировоззрения, родовой культуры. Чувство принадлежности к роду (общности) и обязанности, налагаемые этой принадлежностью, прививаются с раннего детства. В отличие от семьи род существует много поколений. То есть это исторически устойчивая общность. Отсюда возникает культура почитания предков и заботы о детях, даже не своих. Таким образом, у членов рода формируется механизм распознавания свой-чужой. За своих надо отдавать жизнь, а чужих можно убивать. Убивать образно или реально - зависит от обстоятельств, конкретной степени угрозы роду. Причём не все понимают, что главной угрозой является даже не физическое нападение, например, с целью отжать территорию и ресурсы, а информационная агрессия чужаков, разрушающая общность мировоззрения и культуры, экономический уклад. Толерантность - это утрата механизма распознавания своих и чужих. Поколение, максимум два - и рода уже нет. Ещё раз подчеркну - разрушение общности есть разрушение внутренней самоидентификации членов рода.

Но существование рода в преемственности поколений, помимо внешней защиты, требует действенных механизмов внутренней самоорганизации. Род может решать экономические задачи, недоступные семье. Например, построить плотину и обеспечить ирригацию родовых земель. Или осушить болото. То есть жизнедеятельность рода нуждается в общем управлении, что доказательств не требует. Но любой акт управления начинается с определения цели, задачи. И эта цель должна быть в русле общего смысла человеческого бытия и направлена на конкретное благо для рода в целом. Иначе вам скажут, что это ваша личная задача, вот и решайте её сами, а нас не трогайте. Отсюда следует вывод, что внутри рода должно формироваться и защищаться мировоззрение, в рамках которого члены рода, во-первых, способны осознать, что для рода зло и что благо, а во-вторых, благо рода всегда ставится выше интересов семьи или отдельных людей. Только тогда работает принцип, обеспечивающий реальную, а не декларируемую общность: один за всех и все за одного. Если этот принцип работает, то собственно процесс управления есть просто координация усилий сородичей в их совместных действиях на общее благо. И как в счастливой семье, не стоит вопрос о власти, поскольку конкретная задача управления решается самым компетентным в соответствующей области членом общины. А группа лиц, обладающих, по общему признанию, наибольшим опытом и здравомыслием, образует коллегиальный орган управления, собираемый по мере необходимости. Конечно, в немногочисленных общинах достаточно и одного человека, который выполняет функцию управления. Его, как правило, избирают на неограниченный срок. Но и сместить могут в любой момент.

К сказанному надо добавить, что функция управления включает и определённые механизмы (включая силовые) разрешения противоречий между семьями, входящими в род. Но в дела семьи род вмешиваться не должен.

Так, примерно, обстоит дело с родовой самоорганизацией в идеальном случае. Но люди не идеальны, однако рост численности и влияния конкретного рода, его так сказать, историческая перспектива прямо зависит от того, насколько близка к описанному идеалу прежде всего внутренняя самоорганизация, культура управления. Рост численности приводит к выделению новых независимых родовых структур и так формируется племя. Собственно племя - это  объединение нескольких родов на тех же принципах самоорганизации. Внутри родов ничего не меняется, только теперь свои - это члены племени. И нужен вождь или совет старейшин для координации повседневной деятельности (например, распределения земель между родами) или совместной организации защиты от внешней угрозы. Важно, что племенная общность формируется на основе добровольного признания и принятия общности культуры.

В заключение хочу подчеркнуть, что родовая самоорганизация общины ничего общего не имеет с родом феодальным. Там нет никакой общины, нет общности мировоззрения или экономического уклада, но в обычае резать при удобном случае братьев, поскольку они - конкуренты. Но это уже предмет другой статьи, из области элитоведения. И ещё надо упомянуть, что здесь рассматривалась традиционная кровно-родственная община. А на Руси общины с дремучей древности формировались не по кровному, а по территориальному признаку. Это феномен, который достоин также отдельной работы.
Previous post Next post
Up