В самый разгар июльской жары лета 2010 года мы
снова отправились к печально знаменитому острову посреди Новоозера с целью по возможности зафиксировать на фото все сохранившиеся до нашего времени памятники одной из святынь Белозерья - бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря.
Обследовать сохранившиеся памятники монастыря ныне почти невозможно, так как сейчас на его территории находится одна из пяти российских колоний для содержания заключённых с длительными сроками заключений и тех, кому смертная казнь заменена на пожизненное заключение.
В этот раз нам удалось пройти по мосткам почти до КПП…
Церковь Захарии и Елисаветы, построенная в 1742-43 годах, венчалась мощным барабаном и луковичной главой. Церковь строилась как больничная. К ней примыкали больничные палаты. В самом начале XIX века церковь была коренным образом перестроена. Над прежним четвериком XVII века в 1802 году был надстроен восьмерик, увенчанный гранёным барабаном с луковичной главой. Больничная палата уступила место братской трапезной с кухней. После разрушительного пожара 1906 года церковь была восстановлена по состоянию XIX века. В одном из устроенных помещений в четверике храма ныне изредка проводятся богослужения приходящим священником для заключённых колонии.
Церковь Петра и Павла была построена в 1768-69 годах. По монастырской описи второй половины XVIII века, в нижнем этаже храма располагались братские кельи, с запада к храму примыкали гостиничные кельи, сооружённые также в 1768 году. Высокий прямоугольный в плане алтарь занимал почти всю высоту восточного фасада храма. Это единственный храм, который никогда в монастырскую бытность не подвергался переделкам и не пострадал при пожаре 1906 года.
В 1814 году деревянная ограда монастыря была заменена на каменные стены. В линию ограды входили шесть башен, увенчанных завершениями со шпилями.
Башни ограды, как видно, до наших дней не сохранились.
По иконам и гравюрам с видами монастыря видно, что при строительстве каменной ограды в восточной части ограды были устроены Святые ворота, которые также не сохранились до наших дней. Первоначально из этих Святых ворот шли соединительные мостки на остров Сладкий.
Ныне единственным «сухим» путём связи острова с внешним миром являются мостки к северным воротам с острова Сладкий.
Именно через проходную этих северных ворот выходил на свободу из заключения герой Василия Макаровича Шукшина Егор Прокудин в фильме «Калина Красная».
Охрана колонии была бдительна, далее фотографировать нам не разрешили. Нам пришлось возвращаться обратно, откуда пришли.
На этом снимке у меня сели все аккумуляторы в фотоаппарате, запас батареек тоже от жары разрядился, так что дальше пришлось фотографировать на последнюю «надежду и опору» - камеру мобильного телефона…
Предположительно, центральная часть этого дома, запечатлённого на снимке - это то, что осталось от кладбищенской церкви Иконы Божьей Матери Одигитрии. Других построек, дошедших до нас с монастырских времён на острове Сладкий, мне обнаружить не удалось.
Церковь при монастырском кладбище на соседнем с островом Красным Новоозера острове Сладком была построена в конце XVIII века. Престол перенесён из Одигитриевского придела церкви Алексея человека Божия Кирилло-Новоезерского монастыря после основания нового монастырского кладбища. Сейчас на острове посёлок, где проживают сотрудники и обслуживающий персонал колонии.
Остров Сладкий соединён с «Большой землёй» также мостками, приводящими в прибрежный посёлок Анашкино.
В центре посёлка ещё пока сохранились останки деревянной часовни, построенной на месте, где почти полтысячелетия назад преподобный Кирилл, как гласят его житии, встречался и вёл беседу со старцем Никифором, посланником преподобного Александра Свирского.
P.S.
В напутствие будущим путешественникам к святыням Новоозера:
Предпринимать путешествия на остров Сладкий и тем более на остров Красный (или как его ещё называют в народе - остров Огненный) без проводника, знающего «пароли, клички, явки, адреса» я не рекомендую, так как это особо охраняемый объект и его охрана может вас не пустить даже на мостки, ведущие от Анашкино на остров Сладкий, но эти мостки, в отличие от мостков к острову Красный, считаются "условно открытыми" для прохода и, даже, проезда. Мостки от Сладкого к Красному (Огненному) острову считатются "закрытой территорией".
При написании этого поста мной были использованы материалы Череповецкого Музейного Объединения, материалы статьи Михаила Хрусталёва "Преподобный Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский монастырь в иконографии первой половины XVII - начала XX века" из сборника №8 "Известия Вологодского общества изучения Северного края", материалы сайта
"Храмы России".