Две недели назад минул праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Как и положено, по народным приметам, на Покров выпал первый мимолётный снег. Сейчас за окном тоже идёт заряд снега. Вот и накатило....
По традиции ещё со стародавних времён к этому празднику крестьяне на Руси старались полностью закончить все полевые работы, убрать на хранение урожай, закончить с заготовками на зиму. К Покрову, часто бывало, выпадал первый снег. Домашний скот переставали выгонять на пастбища, ставили в хлева и переводили на зимний рацион кормления. С Покрова начинался период, который в народе называли «зазимье». Этот период назывался так, потому что предшествовал зиме - ЗА ним начиналась ЗИМА. Крестьяне на Руси тоже переходили на зимние дела и заботы, в том числе начинали ремонтировать и изготавливать конскую сбрую…
Разбирал я тут на Покров свою коллекцию колокольчиков. Перебирая колокольчики, готовя их к размещению на новом для них месте, вспомнились мне крестьянские занятиях в зазимье. И захотелось мне рассказать о некоторых экспонатах из своей коллекции…
Первый экспонат коллекции, о котором я хочу рассказать - поддужный колокольчик.
Этот колокольчик был изготовлен в конце XIX века в Нижегородской губернии на заводе Василия Федоровича Ведева в селе Пурех (о чём гласит круговая надпись на юбке колокольчика). Завод Василия Фёдоровича Ведева находился не в самом селе Пурех, а в деревне Андреево недалеко от Пуреха.
Это ямщицкий поддужный колокольчик. В мою коллекцию он попал в январе 2005 года из старинного города Елец (Липецкая область) от Владимира Александровича Заусайлова, потомка знаменитых Елецких купцов первой гильдии, фабрикантов, меценатов, храмостроителей Заусайловых.
Пурех и его окрестности были очень крупным ценром колокольного литья. В районе Пуреха располагалось порядка трёх десятков колокольных фабрик и заводов, не считая частных мастеров. Вообще, в России во многих местах существовали производства поддужных колокольчиков. Но самым, пожалуй, известным местом, где изготавливали колокольчики, является г.Валдай (Новгородская область). Валдайские колокольчики часто украшались надписями такими, как, например, «Дар Валдая», надписями со всякими бодрыми удалыми закличками типа "Звени, утешай, ездить поспешай", пожеланиями доброго пути и т.д.
Этот Валдайский колокольчик был мне подарен моим товарищем и коллегой по работе Сергеем Галкиным в начале 2005 года.
Пурехского производства колокольчики тоже были очень распространены в ямщицкой среде.
Часто на колокольчиках встречаются надписи о том, какой мастер и в каком году изготовил данный колокольчик.
Поддужные колокольчики встречаются разных размеров. Мне попадались поддужные колокольчики высотой от 5 до 11-12 сантиметров.
Ямщиками поддужные колокольчики больше всего ценились за мелодичность звона, который должен был скрашивать монотонность езды. Также, поддужный колокольчик выполнял функцию звукового сигнала, оповещающего прохожих и проезжих о приближении гужевого транспорта.
Всем, наверное, хорошо известно старинное выражение: «Не видно ни зги». Оно и по сей день иногда употребляется когда темно или очень плотный туман, когда даже на очень близком расстоянии ничего невозможно рассмотреть. Много споров у филологов породила эта загадочная невидимая ЗГА. Что только не выдавали за происхождение этой самой зги. Я являюсь сторонником теории первоначального значения слова «зга», в качестве обозначение темноты - как происходящее от «колечка под дугой лошади для крепления поддужного колокольчика». И так, ЗГА - это колечко, на которое вешался поддужный колокольчик. Когда наступала ночь, сильный туман, сильная метель (буран) и ямщик переставал различать ЗГУ, то ямщик понимал, что далее дороги он уже не различает и дальнейшее движение «ВСЛЕПУЮ» становится опасным (можно заблудиться, потеряв ориентиры, можно попасть в, как это нынче называется, ДТП, и т.д.). В старые времена практически только ямщики в ночное время вели активность, остальные же люди, других родов занятий практически все вели, как говорится, дневной образ жизни. В старые времена бытовала поговорка, что только лихие (разбойные) люди по ночам шастают да нечистая сила. Ямщики же - люди той профессии, чья работа требовалась круглосуточно. И кому, как не ямщикам была знакома эта ночная непроглядная тьма? С лёгкой руки ямщиков слово «ни зги» стало обозначать непроглядную темень, а также слепоту (незрячесть).
Противники теории объяснения значения слова «зга» «колечком под дугой» приводят следующий «аргумент»: «сторонники "колечка на дуге лошади" не могли объяснить смысл пословицы "Слепой слепца водит, а оба зги не видят"…». На это я могу сказать следующее…
Смысл этой пословицы в обозначении БЕСПОЛЕЗНОСТИ действия (работы). Тут слово ЗГА использовано уже в значении «слепоты». Бестолку слепому водить поводырём такого же слепого, как он сам. Куда они могут зайти, коль оба слепы (слепы до такой степени, что даже темень не видят)? Подобная же есть поговорка: «Дурак дурака никогда не вразумит!»
Тему поддужных колокольчиков можно продолжать очень долго, но в моей коллекции есть следующий тоже интересный экспонат…
А сейчас речь пойдёт о бубенчиках, которыми украшали сбрую лошадей и которые своим звоном дополняли и делали разнообразнее звоны поддужных колокольчиков.
Этот бубенчик появился в моей коллекции в сентябре 2008 года. Он был приобретён в Горицах (Вологодская область, Кирилловский район).
Бубенчики также как и поддужные колокольчики встречаются разных размеров. Мне попадались диаметром от 1 до 7 сантиметров. Бубенчики делали из меди и сплавов на основе меди (латунь), а также и стальными. Бубенчики, как и колокольчики, имеют «свои голоса». Большое количество бубенцов на сбруе лошади считалось шиком в ямщицкой среде. Многоголосный звон бубенцов в старину ямщикам заменял музыкальное сопровождение и спец.сигналы (то, что нынче выполняют в автомобилях магнитолы, клаксоны, сирены на спецмашинах). Кроме звуковых функций, бубенчики на сбруе лошади выполняли и декоративные функции, ими украшали элементы упряжи. К праздникам часто бубенцы начищали до зеркального блеска. Это тоже было элементом праздничного украшения лошадей. На Руси мало какое народное гулянье обходилось без катаний на лошадях. И на Рождество, и на Масленицу очень популярны в народе были катания на тройках да с бубенцами.
Ещё один экспонат из моей коллекции - коровье ботало, о котором мне также хочется рассказать.
Ботало - это такой колокольчик, который вешался на шею домашней скотине перед выгоном её на пастбище. По бряцанию ботал пастухи отслеживали перемещения животных, хозяевам помогало определять своих животных. По бряцанию ботал разыскивали потерявшихся животных.
Ботало - это изделие кустарного (самодельного) изготовления. Делались они из подручных в крестьянском хозяйстве материалов, лишь бы выдавало бряцающий звук. Мне неоднократно попадались боталы, сделанные даже из пустых консервных банок.
Это ботало появилось в моей коллекции весной 2010 года. Его изготовил и подарил мне
Александр Смирнов из г.Мышкина (Ярославская область).
На боку ботала есть фамильное клеймо Александра. Это кованое ботало изготовлено из железа и скреплено стальными и латунными клёпками.
Есть ещё и такой экспонат коллекции...
А это ботало было подарено мне моим армейским другом Сергеем И… в качестве новогоднего подарка на 2007 год.
Боталы никогда не отличались мелодичностью звука, их главная функция была указывать местонахождение животного. Но, также, как и у каждого колокольчика или бубенчика у каждого ботала есть свой голос, по которому хозяева из далека могут слышать где их «кормилица» пасётся.
Вот я и рассказал о некоторых колокольчиках из моей коллекции, которые применялись в традиционном быту и жизни на Руси. Вообще, Русь всегда славилась своими колоколами и колокольными традициями.
Тему колокольчиков из своей коллекции я буду продолжать в следующих постах на страницах своего Живого Журнала и в сообществе нашего Семейного Клуба
kokora_folk