"Не жалей ты его. Он человеком никогда не был. Он был мужик. А их на Руси много" Губошлёп, убивший Егора
"Калина красная" была последней режиссерской работой Шукшина и единственной, снятой в цвете. Фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката 1974 года и прочно вошел в список шедевров советского кинематографа.
Так как фильм был о бывшем уголовнике, у него был очень маленький бюджет, а супедефицитный в те времена "Кодак" Госкино выделило лишь по протекции Бондарчука, да и то в очень незначительном количестве - всего 3 600 метров плёнки, а нужно было в шесть раз больше
В результате съемочная группа берегла "Кодак" как зеницу ока - первые, "разгонные", дубли снимали на отечественную пленку "Свема", и только после этого заряжали "Koдак" и делали один "чистовой" дубль. Правда, это не всегда получалось и приходилось на импортную пленку снимать два, а то и три дубля.
Использование цветной пленки позволило не только во всей красе показать красоту и богатство русской природы в фильме, но и подчеркнуть характеры главных героев.
Дело в том, что, когда у тебя такие проблемы с пленкой и ты не можешь потратить ничего лишнего на цветовую коррекцию, к цвету и цветовым сочетаниям с самого начала нужно подходить очень ответственно, не просто подбирая что-то такое "модненькое", "красивенькое" или наоборот, а сочетая цвета и наполняя их смыслом. В результате цвет в "Калине красной" наполнен не только смыслами, но и символами.
Василий Шукшин - Егор Прокудин выходит в начале фильма из колонии
Как известно, цвета в истории культуры испокон веков использовались "для обозначения определенных свойств, качеств, понятий и/или идей, например, синий - мудрость, истина, красный - мужской, желтый - женский и т.д. При этом они у художников не всегда логически отвечали архетипическим сторонам их значений
Так, красная рубашка, в которую одет Егор в начале фильма символизирует его бурную и неукротимую натуру, кипение страстей. Ведь красный - цвет крови, цвет рока.
Как противоположность, все спокойное и умиротворенное, показано в белом цвете - блузка Любы, одежда Байкаловых, стволы березок. Да и сам Егор в конце картины тоже надевает не алую, а белую рубаху.
Василий Шукшин - Егор Прокудин выходит. Умиротворение находится у белых березок
Кадр из фильма "Калина красная"
Кстати, еще одним символом в фильме стала периодически появляющаяся репродукция картины Ивана Крамского "Неизвестная" (например, на кулоне у Любы). По задумке Шукшина эта картина знаменует собой некий идеал, исповедуемый Прокудиным.
Лидия Федосеева-Шукшина - Люба Байкалова, Василий Шукшин - Егор Прокудин. Первая встреча - сочетание красного бунтарского у Егора и белого спокойного у Любы
Лидия Федосеева-Шукшина - Люба Байкалова, Василий Шукшин - Егор Прокудин. Первая встреча - сочетание красного бунтарского у Егора и белого спокойного у Любы
Важным моментом в шукшинской драматургии мизансцен является переодевание героев.
Здесь в игру значений одежды постоянно включается цвет.
Люба меняет выходной наряд - белоснежную блузку с медальоном - на свой повседневный.
Пока Егор в красной рубахе фрондирует перед стариками советской риторикой, Люба в передней комнате перед зеркалом надевает голубую блузу, прихорашивается, снимает со спинки дивана голубое полотенце, приготовленное для бани.
Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма "Калина красная"
Этот цветовой акцент проявил в ретроспективе и перспективе фильма гендерные предпочтения Шукшина-режиссера: до и после этого момента подавляющее большинство женских персонажей одето в голубые или синие платья, тогда как одежда мужских персонажей - иных цветов, преимущественно теплого спектра.
Такая дифференциация цвета соответствует цветовой гендерной символике традиции культуры.
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова - Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смерть
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова - Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смерть
В коннотативной семантике сюжета (той дополнительной информации, которая отображает традиции общества и посылается зрителю визуально) голубой цвет одежды женских персонажей мог выражать их одухотворяющее воздействие на главного героя. И не только первые действующие лица -Люба, Люсьен, каждая по-своему любящие и жалеющие Егора, но и эпизодические, как женщина в голубом с книгой на телеграфе или женщина в синем платье на городской улице.
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Ее призывный жест мужу и дочке, с которыми она тут же соединяется, усиливает впечатление одиночества, бездомности Егора.
В приглушенно-темном и теплом цвете естественной фактуры дерева выдержана сцена в сенях байкаловского дома: прочные, сложенные на века бревенчатые стены, высокий ларь, прялка, деревянная бадья. И, кажется, что именно эта вековая крепость крестьянского дома, традиции и крепкая мораль угнетают Егора, рвущегося на волю, на простор, на встречу с праздником.
И праздник сам встречает его на улицах городка бравурной музыкой, огромными фанерными щитами с советской символикой, нарядными праздными людьми, девочкой, весело бегущей за голубым воздушным шариком. Егору, шикарно одетому, "фантастически богатому" импонирует эта суета. ( Selyanka1 ON: на самом деле у него спермотоксикоз, он 5 лет женщин в колонии не видел, подружка Нитка, к которой он заявился к первой, уехала на северА, воровскую малину разгоняет в первую же ночь милиция, а Люба - женщина приличная, поэтому Егор срывается в город в поисках "борделло", но в научных статьях кинокритиков такие темы обычно не освещают, поэтому пришлось от себя разъяснить - OFF)
Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма "Калина красная" Егор прихорашивается в витрине
Кадр из фильма "Калина красная". Новые замшевые туфли - это отдельная песТня
Егор пытается вписаться в толпу, затевает "амурные игры", но женщины, угадывая в нем чужака, избегают его.
Устав от безнадежной охоты за женщинами, он уныло сидит на берегу реки, чувствуя себя абсолютно чужим на этом празднике жизни и наблюдая за сплавом бревен, увлекающих его память к бревенчатым стенам покинутого им дома.
Афимия Быстрова - Куделиха, мать Егора Прокудина
Иногда с одеждой героев происходит своебразная цветовая перверсия (переворачивание).
Мать Егора - в выцветшем светло-коричневом платье под стать цвету кожи лица, шеи, тонких рук, коричневой, как кора старого дерева, и только пробивающаяся сквозь морщины голубизна глаз выдает живой дух одинокой женщины.
Перед последней трагической сценой на пашне в новом платье почти такого же, как у матери Егора, цвета и рисунка появится Люба, а медальон с "Неизвестной" на груди - зеркальный повтор первой встречи с ним.
Один и тот же цвет, а как по-разному выглядит в тени и на солнце. И пленка "Кодак" не помогает в старых цветотехнологиях.
Кадр из фильма "Калина красная"
В то же время Егор в финале одет в чистую голубую рубаху, аккуратно застегнутую под самое горло под распахнутой рабочей телогрейкой.
Кадр из фильма "Калина красная"
Теплый цвет платьев женщин возвращает их к исконной земной природе, тогда как голубая рубаха Егора знаменует обретение им высокой духовности. Наконец, финальный эпизод на пашне в колористическом плане повторяет начальные сцены в березовой роще: теплый коричневый цвет весенней паровой земли, нежная белизна березовых стволов, а цветовым субститутом алой рубахи Егора выступают алые пятна крови на белой коре березы.
Кадр из фильма "Калина красная"
Центральная коллизия красного и синего в драматургии цвета разрешается победой синего. Природные краски неба, воды, блеклые, рассеянные в начале фильма, приобретают чистоту и интенсивность тона: глубокая и яркая синь озера, о есенинской сини ("И тебе в вечернем синем мраке / Часто видится одно и то ж:/ Будто кто-то мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож") поет арестант
Красное поле экрана в заглавных титрах фильма сменяет в конце синий экран, на фоне которого звучит письмо- завещание Егора Прокудина.
Таким образом, цвет в последней картине Шукшина становится активным носителем смысловой, эмоциональной и эстетической информации. При этом понятие драматургии цвета применительно к его фильму приобретает почти буквальное значение. Краски играют определенные им роли, главные из которых принадлежат красному, голубому, зеленому, коричневому.
Каждый из этих ролевых, основных в палитре режиссера цветов имеет собственное изобразительно- семантическое содержание и доминантный предметный образ, обозначающий ту или иную сферу природного и социального космоса:
красный - эмблематика советской государственности, мужское начало, агрессия, кровь;
синий - небо, вода, женское начало, мир, покой;
зеленый - весеннее возрождение, обновление, надежда;
коричневый - земля, дерево, дом, пашня.
Кадр из фильма "Калина красная"
Использование в фильме "Калина красная" преимущественно чистых локальных цветов основного спектра (красный, синий, белый,
зеленый, коричневый), несущих традиционную национальную символику, отсылает к стилистике иконописи и народного примитива.
В одной из первых рецензий кинолента сравнивалась по стилю с грошовыми картинками, известными как лубки, которые начали появляться в XVI веке и были популярны вплоть до революции: "Как и лубки, фильм был ярким, без полутонов и покорял своей наивной свежестью и примитивным символизмом" .
Кадр из фильма "Калина красная"
Народный примитив, кроме того, реализуется в плакатно-стендовой агитпродукции, заполняющей кадры тюремных и городских эпизодов фильма. Причем ироническая остраненность ее презентации кодирует стилистику соц-арта, набиравшего силу в искусстве андеграунда.
Кадр из фильма "Калина красная"
Изобразительный ряд фильма создает целые пласты новых смыслов, которые, затейливо переплетаясь, множат и трансформируют свои значения.
Цветовые решения становятся своеобразной "опорой" для достижения пластичности образов и живописной выразительности, к которой стремится режиссер.
Отсюда Отсюда Можно сказать, что цветовыми решениями В. Шукшин целенаправленно создает в своем фильме универсальный образ Pусского мира.
Не какие-то пришедшие из чужого коммерциализированного прогнившего Голливуда модные сейчас и полностью выдуманные "вселенные" из параллельной реальности и альтернативной истории.Нет, вы видим здесь Русский мир, настоящий, реальный и правдивый.