Полистилизм сказочных костюмов фильма "Огниво" (2024)
Nov 12, 2024 23:30
В октябре на экраны вышел фильм-сказка "Огниво", ошибочно зачисленный в нечто "по мотивам" сказки Ганса Христиана Андерсена. На самом деле там даже мотивов никаких от Андерсена нет. Общее только название - "Огниво", при этом сюжет такой, что это огниво можно было бы заменить на любой другой предмет типа волшебного кольца и мало бы что изменилось.
Режиссер Александр Войтинский описал фильм следующим образом: "У нас совсем другая сказка, общее с классической историей - только солдат и огниво. А остальное - авторский сюжет. Написал его Саша Архипов - важный элемент сказочной фабрики СТВ, уникальный современный драматург. У нас все начинается с "Огнива", а заканчивается собирательной русской сказкой. Такой жанр называется историзмом, полистилизмом. Действие происходит в сказочном Берендеевом царстве" В общем, Берендеево царство - Россия из параллельной вселенной, альтернативная. Ну а раз это полистилизм и альтернативная Россия, то визуально, в том числе через костюмы, фильм выглядит как некий "винегрет" и по времени и по географии. "Смешались в кучу кони, люди..." (с)
Художниками по костюмам были Надежда Васильева и Ольга Михайлова. Они решили не использовать напрямую русский народный костюм, а совместить его с немецким костюмом - с тем, что близко Андерсену. И то, что близко им. Они специально сделали так, чтобы было непонятно, какая это страна. В стилистике картины соединены датские чепцы, южнорусские поневы и Средневековье, но с явным византийским влиянием.
На съемках фильма "Огниво" Сами это они себе представили так, что Андерсен якобы вот приехал в Россию, увидел все то, что обычно так поражает иностранцев, сел на берегу Волхова (фильм снимали в Великом Новгороде), удил рыбу и писал сказку. И сказка получилась вот такой - другой... От оригинала вообще ничего не осталось кроме огнива. Сюжет сказки под спойлером, кто не хочет знать - не открывайте [Spoiler (click to open)]
У царя Берендея большая беда. Его дочь, царевна Дарья, родилась незрячей. Отчаявшись найти для дочери лекарство в своем Отечестве, царь поплыл за море, где обитает кудесник Белозер На время его отсутствия государственными делами заведовала царица Настасья, а наставником юной царевны стал солдат Фома.
Сергей Марин - Фома. Кадр из фильма "Огниво"
А когда Берендею пришла пора возвращаться, злой царедворец с говорящим именем Лиходей и его приспешник Балалай решили погубить государя, заманив его корабль на скалы. Изначально они планировали выудить из воды заморские товары, которые якобы вез царь, втихаря продать их и открыть лавочку. Но никаких дорогих товаров на корабле не было, зато было нечто более ценное - книга заклинаний. С ее помощью Лиходей околдовал овдовевшую Настасью, стал новым царем и назначил Балалая своим генералом. Слепую Дашу злодей заточил в волшебное огниво, снятое с еще не остывшего тела Белозера, а попытавшийся предотвратить госпереворот Фома был превращен в ворона. Но сказка-то на самом деле не о них. У храброго Фомы был непутевый брат Иван - картежник, проходимец и плут. В день воцарения Лиходея он как раз угодил в долговую тюрьму, но спустя три года сумел сбежать, обыграв в азартную игру приставленного за ним следить солдата. После этого переодетый в красно-синюю солдатскую униформу Иван попал на войну, дезертировал и, убегая, упал в колодец, где нашел огниво.
Роман Евдокимов - Ваня. Кадр из фильма "Огниво"
Вскоре он был пойман, но сумел сбежать с собственной казни, запрыгнув на воздушный шар французского путешественника Жана. После того, как он Жана покинул, он в лесу решает воспользоваться огнивом - по прямому назначению, для огонька. И вдруг перед ним появляется слепая девочка с палкой, заявившая, что она пропавшая принцесса. И еще он узнает, что огниво у него волшебное, но оно выполняет желания по своему усмотрению, например, на просьбу дать 5 рублей, подсылает Ивану мужика с телегой и топором, предлагающего за 5 рублей поработать - дров нарубить. Принцесса Даша просит помочь ей попасть во дворец и встретиться с мамой, которую Лиходей заколдовал. И дает Ивану очень дорогие сережки. Ну очень дорогие... не 5 рублей стоят. У Ивана, конечно, собственные планы на дворец - там ведь много чем можно поживиться. Разведав у Даши, где что во дворце расположено и как шаги считать в какую сторону, он оставляет ee в трактире и отправляется на дело, но ему не везет и Лиходей его ловит. Вранье, что он на свидание к повaрихе пришел, не помогает, Ваню опять сажают в тюрьму. А огниво выполняет желание освободиться, предоставив повариху для немедленной свадьбы. В общем, дело плохо, но во сне Ивану является ворон (брат Фома) и рассказывает, что у Лиходея заканчиваются заклинания в волшебной книге (после использования заклинание исчезает и страница становится пустой), поэтому надо сказать Лиходею, что Иван может достать волшебные чернила у гмуров и волшебное перо у волшебной птицы, если Лиходей даст ему механическую лошадь "Куда надо". И тогда Лиходей его отпустит. Так и получается, причем механическая лошадь как и огниво пожелания довезти выполняет достаточно своевольно, в частности, без Даши никуда ниоткуда не уезжает. Она привозит Ивана и Дашу сначала к гмурам, где Иван опять начинает врать, в результате чуть не гибнет, и его от смерти спасает Даша. Слепая девочка побеждает соперника гмура, освобождает Ивана и получает чернила. Вот после этого постепенное перевоспитание Ивана и начинается. Дальше они отправляются в горы к райским волшебным птицам Гамаюну и Алконосту, где получают волшебное перо, а Иван узнает от птиц, что огниво может исполнить желание не по-своему, а именно как ты хочешь, но для этого надо очень сильно захотеть, так захотеть, чтобы и жизнь было не страшно отдать. Расстаться с жизнью за желание Даши Иван не готов, поэтому они отправляются обратно к Лиходею, надеясь обменять чернила и перо на освобождение царицы от заклятия. Лиходей, конечно, освободить царицу отказывается и с помощью шапки-невидимки волшебные предметы отнимает. Когда Иван понимает, что сделать ничего нельзя и надежды нет, он просит огниво помочь Даше в обмен на свою жизнь. И огниво посылает его в прошлое - зажечь костер в правильном месте, чтобы царь не утонул, а Белозер сделал Дашу зрячей. И Иван это делает, победив Лиходея и Балалая в самом начале их гнусного замысла. После чего он оказывается на поле боя - того самого, откуда он дезертировал, и в этот раз он ведет себя как герой. После битвы он просит Фому отдать сережки принцессе, и Даша, глядя на сережки, все вспоминает из "другой жизни" Фильм неплохой, со своей собственной уникальной историей, не копирование советских шедевров с практически воровством песен. Pаздражает полистилизм - урок от западного глобализма, как разрушить культурный код нации (в Европе уже все, убили) - кстати, абсолютное большинство негативных рецензий именно по этому поводу, не одну меня раздражает. Но в целом сказка именно для детей хорошая. Принцесса тут хорошая - не хабалка, а воспитанная правильная девочка, она может детей правильным вещам научить - на собственном примере. Художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова прежде, чем приступить к работе над фильмом, пересмотрели "тонны" литературы по истории костюма. Они вдохновились культурой славянских и северных народов и создали уникальные костюмы и аутентичные украшения, передающие не только дух сказки, но и характер главных героев. Было создано более полусотни уникальных нарядов, которые не повторяются. Для участников массовки художники по костюмам разработали еще 150 костюмов. Ткани для костюмов не закупали. Принты на материалы наносились самостоятельно. Художник вручную создавала самые невероятные, причудливые узоры, а затем при помощи специального станка мастера переводили эти картины на ткани Нарядные ткани были всевозможных фактур и оттенков: спелые плоды, предметы кухонной утвари, пучки ароматных трав, и многое другое. Платки на голову крестьянкам крутили по-русски, но с чепцом внутри - чепцы из 19 века. Принты смешивали - и Византию, и Бретань.
На съемках фильма "Огниво"
Мир костюмов в сказке делится на земной, небесный (волшебные райские птицы) и подземный (гмуры). При этом каждый из миров кардинально отличается от другого, чтобы зритель мог по-настоящему окунуться в путешествие.
В земном мире визуально создано несколько отдельных миров, например, есть мир моря, ветра, штормов, приключений и колдовства. Знак мира колдовства выражается в ткани - это парусина со смытым и разрушенным солёной водой принтом.
На съемках фильма "Огниво"
На съемках фильма "Огниво"
На съемках фильма "Огниво"
Есть Мир дворца - он мрачноват: тяжёлые ткани, золотая вышивка, ящерицы и яблоки, груши, львы и куропатки. Только нежная девочка-принцесса - в газовом платьице, о котором мечтают все девочки
Лиходей и Балалай
Виталий Хаев - Лиходей
По словам художников по костюмам злобный предатель Лиходей - из дремучего средневековья, а костюм у него вот таких мрачных тонов, когда он в темных дворцовых интерьерах, он с этой темнотой/тьмой почти сливается и сам становится частью тьмы.
Виталий Хаев - Лиходей, Михаил Трухин - Балалай
Впрочем, воротники-гоголи - это Россия XVII века, ну для меня по крайней мере
Виталий Хаев - Лиходей, Михаил Трухин - Балалай
Царь Берендей с царицей
Алексей Фаддеев - царь Берендей, Владимир Носик - волхв Белозер
Антонина Бойко - царевна Даша, Алексей Фаддеев - царь Берендей
Царя Берендея с царицей художники по костюмам сделали по их словам "абсолютными византийцами". При этом костюм Берендея при всем византийском антураже делали "как для русского витязя"- с золотой птицей на груди. Головы и царя и царицы украшают стеклянные короны с целыми городами
Алексей Фаддеев - царь Берендей, Ирина Старшенбаум - царица Настасья
Фрагмент плаща царицы
Платье царицы Настасьи - вид сзади
Кадр из фильма "Огниво".
В фильме есть отсылка к сказке Александра Роу "Марья-искусница" (1959). Так же как и Марья, потерявшая память царица Настасья вышивает портрет своего ребенка, только тут дочь, а не сын.
Вот тут хорошо виден мрачноватый Мир дворца - темные стены, тяжёлые ткани, золотая вышивка, ящерицы и т.д. Во дворце много откровенно темных сцен и я решила картинки ограничить, все равно разглядеть что-то тяжело в этой темноте.
Кадр из фильма "Огниво".
Солдаты. Кадр из фильма "Огниво"
Кстати, про солдатские костюмы никто из художников ничего не рассказывал, но по выбору синего и красного цветов также виден некий отсыл к "Марье-искуснице", а по выбору фасона (как выглядит форма спереди) - это отсыл к "Старой, старой сказке" (по мотивам "Огниво", "Свинопас" и "Дурень Ганс"), только с ногами напридумывали - "нерусские" ботинки очень сильно бьют по глазам. Также как и красные "портянки" длиной по колено.
Царевна Даша
Кадр из фильма "Огниво"
Надежда Васильева рассказала, что в костюмах этой картины авторы постарались выразить "нерусский взгляд на русскость". Поэтому почти каждый образ - это поиск чего-то необычного, сочетание несочетаемого. Так, в наряде заколдованной принцессы должен был проявиться её боевой характер: поэтому воздушное газовое "платье принцессы" органично дополнили необычными элементами доспеха, а сам газ юбки вышили серебряной нитью."Главная героиня - ребёнок. Во-первых, это было определённое время, которое она могла сниматься. Во-вторых, погодные условия: был и холод, и зной. Также всегда нужно учитывать, что ребёнок растёт, даже за месяц. И если ты шьёшь обувь, то должен сделать её с запасом. Меня порадовали доспехи Даши - не просто металлические, они из такого материала, который тоже отсылает нас к сказке, потому что не сразу понятно, из чего он сделан"
Надежда Васильева демонстрирует на встрече со зрителями костюм царевны Даши Гмуры
Кадр из фильма "Огниво"
Создатели фильма выдали странную мысль, что волшебных собак из сказки Андерсена в их фильме заменили гмуры - напоминающие гномов рудокопы, причём в больших количествах - 50 лилипутов пригласили на роли со всей страны. На самом деле гмуры не могли заменить собак, они никаких желаний огнива или Ивана не исполняли, более того, к главным героям отнеслись отрицательно и чуть их не убили.Слово гмур какое-то странное, но в русском языке диалектально присутствует "гмур, гмыр, ворчун, нелюдим", по характеру данным персонажам это очень подходит.
Кадр из фильма "Огниво"
Кадр из фильма "Огниво"
По внешнему виду гмуры действительно напоминают каких-то неприветливых и нелюдимых гномов, живут они внутри горы, на полу которой валяются всякие драгоценные камни, а волшебными чернилами, за которыми Иван и пришел, они ведут учет своих сокровищ в больших бухгалтерских книгах.
Подземное царство гмуров было построено в Четвертом павильоне киностудии "Ленфильм". У гмуров в горе было целое собственное царство, поэтому гмуров было очень много разных и одеты они были во множество видов одежд - были и мастера, и металлурги, и воины. Доспехи, ремни, наплечники, - всё это лепилось, отливалось, выращивалось и покрывалось драгоценными камнями.Актеров-гмуров было 50 человек, значит, делали 50 штанов, 50 рубашек (сшитых, связанных, с орнаментом), 50 курток, 50 шапок, 50 гольфов, 50 пар обуви, 50 доспехов и т.д. Все костюмы были разные, индивидуальные на каждого. Съемки были тяжелыми, актеры быстро уставали и укладывались спать прямо на пол, благо одежда из войлока тёплая, и они не замерзали.
Надежда Васильева демонстрирует на встрече со зрителями костюм одного из гмуров. Доспех украшен узором в виде грозного лица
Волшебные птицы Гамаюн и Алконост
Алконост - это морская птица, символизирующая Божий промысел и Божие милосердие. Алконост несёт яйца на берегу моря, погружает их в глубину моря и делает его спокойным на шесть дней. Пение этой птицы настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Обитает на райской реке Евфрат. Часто упоминается вместе с другой райской птицей - Сирином Алконост и Сирин в паре часто называются птицей радости и птицей печали. В "Огниве" Алконоста решили сделать парой не с Сирином, а почему-то с Гамаюном. Гамаюн - мифическая райская птица, залетающая на Землю из рая, в древности бескрылая и безногая, летающая с помощью хвоста, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. В культуре XIX - XXI веков есть два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока, как мифической птицы, предвещающей беду
Создатели фильма очень долго думали, как должна выглядеть Чудо-птица, которая подарит Ивану свое собственное волшебное перо для книги заклинаний. Это должна быть, например, птица-феникс с человеческим лицом и с куриным тельцем как в фильме "Садко"? Или лицо не должно быть человеческое, а нужен птичий клюв на лице или вообще маска вместо лица? Референсов было собрано очень много разных, вот тут примеры, от чего отталкивались - и я по этому поводу вдохновившись даже написала специальный пост Сказочные птицы отечественного кино
"В результате продюсер фильма сказал: "Я хочу, чтобы она была в платье. - В каком? - Просто в платье!"
Что такое "просто платье" никто не знал. У каждого была своя версия. Ольга Михайлова предложила обратить внимание на Гальяно для Диора. Чудный халат для птички. Перьевой. Доставали нужное количество перьев быстро и правильных цветов через турецкий рынок. По видео отмечали цвет и количество.
Кадр из фильма "Огниво"
Кадр из фильма "Огниво"
"Птичек две. Розовая и зеленая. И начались мучения. Пробы розового, зеленого, ширины, длины, удобства, формы головы, количества перьев, их трансформации в другой материал и т.д. Долгий путь от эскиза к живому костюму и сьемке . Костюм птицы начался со сканирования Горбачевой и печати ее в 3D. Так как на примерки не дозовешься. И порадовало, что получилось сделать авторские перья для птиц в райском саду, это не обычные перья из соседнего магазина, они нами сделаны. Отдельным успехом было напечатать рисунки перьев на ткани, которая не предусмотрена для печати вообще. Это была техническая победа", - поделилась Ольга Михайлова.
Кадр из фильма "Огниво"
Pисунки перьев на ткани
Шапка - невидимка
Интересный случай связан и с шапкой-невидимкой, которую, как думала съёмочная группа, нарисуют с помощью компьютерной графики. Но слово продюсера неумолимо: "Давайте сделаем вживую…" В итоге шапку спешно скроили из обрезков ткани, найденных в автобусе на стройплощадке, - из остатков прошлых картин.
Механическая лошадь Куда-надо.
Кадр из фильма "Огниво"
Особая гордость создателей - уникальная лошадь с забавным именем Куда-надо. Она сделана из дерева и пластмассы, оборудована броней и гривой из экокожи, с изумрудными глазами и ногами шарнирами. Лошадь двигается и даже ходит.
Кадр из фильма "Огниво"
Всего таких лошадей сделали три. Вторая лошадь могла плавать, а третья - в кадре взлеталаПеревозит Куда-надо не просто так, а за плату, за дополнительную плату маршрут может быть изменен. Зрители сравнили лошадь с Яндекс-такси.
Кадр из фильма "Огниво"
Съемки, где герои плыли на механической лошади, проходили на Ладожском озере