А вы знаете, что в отечественных фильмах сказках существует три очень разных способа изображать сказочных птиц - лубочно-мифологический, балетно-театральный и ярмарочно-квадроберный?
Да-да, квадроберов я упомянула не случайно, потому что дело не только во внешнем виде, но и в поведении... и птичек, и прочих животных... Но здесь будет только о птичках.
Вдохновил меня на этот пост рассказ художника по костюмам фильма "Огниво", из каких референсов они выбирали своих сказочных птиц и что в итоге решили.
Ну и поскольку в специальный пост о костюмах "Огниво" у меня это все не влезет, а тема интересная, давайте отдельно на разных птичек и их костюмы/образы посмотрим.
Итак, три способа изображения сказочных птиц (названия способов мои личные, на абсолютную верность определения не претендую)
Лубочно-мифологический
В русской фольклорной культуре исторически было две мифические райские птицы, которых визуально изображали полуптицами -полуженщинами: Алконост и Сирин.
В. М. Васнецов. "Сирин и Алконост. Птицы печали и радости", 1896 г
Позже к ним присоединилась птица Гамаюн, которая еще в 17 веке изображалась безногой и бескрылой, летающей только с помощью хвоста. Затем у нее появились крылья и ноги, а позже и женское лицо.
Слева: "Алконост", лубок, конец XVIII - начало XIX веков. Справа: В. М. Васнецов. "Гамаюн, птица вещая". 1897 год
Еще пишут, что иногда Соловей разбойник изображался с птичьими ногами и крыльями, но в голову ничего такого сильно всем знакомого и известного не приходит.
Феникс (птица для России сильно экзотическая) и Жар-птица (специфический русский вариант Феникса) полулюдьми и людьми до возникновения кинематографа никогда визуально не изображались...
"Садко" 1952 г Лидия Вертинская - Птица Феникс
Впервые такой образ появился в фильме-сказке "Садко" и изображалась там полуптицей-полудевой живущая в где-то в Индии экзотическая птица Феникс
"Садко" 1952 г Лидия Вертинская - Птица Феникс
Птица Феникс в "Садко" себя ведет не так, как положено именно Фениксу (самосожжение и возрождение после гибели), а как некая сирена (ближе к птице Сирин), пытающаяся героев усыпить, чтобы они заснули мертвым сном. Гадкая, в общем птица.
"Садко" 1952 г Лидия Вертинская - Птица Феникс
"Последний богатырь. Посланник тьмы" 2021 г. Филипп Киркоров - Жар-птиц
Второй раз подобным образом изобразили Жар-птиц в фильме "Последний богатырь. Посланник тьмы" , при этом снесшего волшебное яйцо главного Жар-птица сыграл условный мужчина Киркоров
Образ Жар-птица в этом фильме не сказочно-драматический, а сказочно-комедийный
Кощей давно истребил жар-птиц в Белогорье, но часть птиц выжила и переместилась в Москву. "Гнездо жар-птицы" - это Филипп Киркоров и группа танцовщиц, выступающая вместе с ним. Киркоров достаточно скверно относится к предложениям жителей Белогорья помочь им: для него волшебный мир давно не представляет интереса, и его судьба птице совершенно безразлична.
Tоже тип и птичий образ совершенно противный. И к русской сказочной Жар-птице отношения имеющий очень мало.
"Последний богатырь. Посланник тьмы" 2021 г. Филипп Киркоров - Жар-птиц
В общем, поскольку таких образов в киносказках всего два и оба малоприятные, то можно предположить, что особой популярностью такое именно изображение в российском кинематографе и вообще в России сейчас не пользуется, даже несмотря на доступность в наше время любых спецэффектов. Может быть устарело, а может быть не выглядит по современным понятиям эстетично. Хотя может быть просто птичьи герои сказок именно под это не подходят. Не знаю.
Балетно-театральный
Второй способ изображения сказочных птиц восходит к Царевне- Лебеди, опере и балету. Костюм обычно представляет из себя некое очень красивое платье, а образ птицы максимально очеловечивается - до такой степени, что данную птицу можно представить женой человека.
Слева:Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь Справа: М.А. Врубель "Царевна-Лебедь" 1900 г
"Сказка о царе Салтане" 1966 г Ксения Рябинкина - царевна Лебедь
Впервые такой образ появился в фильме "Сказка о царе Салтане" - у прекрасной Царевны Лебеди, которую сыграла очень изящная балерина Ксения Рябинкина
"Сказка о царе Салтане" 1966 г Ксения Рябинкина - царевна Лебедь
Напомню, что Гвидон спас лебедя от коршуна и обнаружил после этого, что лебедь была девушкой, а коршун злым чародеем. Царевна -Лебедь не только умела превращаться в птицу, но и могла совершать разные другие чудеса - качество, которым в русских сказках обладают многочисленные хорошие "обортни" - женихи и невесты. Ну можно вспомнить Царевну-Лягушку, Финиста -Ясного сокола или богатыря Вольгу.
"Сказка о царе Салтане" 1966 г Ксения Рябинкина - царевна Лебедь
"После дождичка, в четверг…" 1985 г Мария Яковлева - Жар птица
Второй раз мы увидели подобный способ создания птичьего костюма экзотической Жар-птицы в виде красивого платья в сказке "После дождичка, в четверг…" Здесь Жар-птица тоже своего рода суженая одного из главных героев - Ивана-подкидыша.
"После дождичка, в четверг…" 1985 г Мария Яковлева - Жар птица
И этот Иван -подкидыш с самого начала воспринимает ее не как птицу, а именно как девушку.
В общем, в данном случае художнику по костюмам в фильме приходится придумывать какое-то ну очень красивое платье, да еще и такое, чтобы птицу напоминало.
"Огниво" 2024 г Ирина Горбачёва - Гамаюн / Алконост
Именно по этому пути решил пойти режиссер фильма "Огниво", где две закадычные подружки (или сестрички?) Алконост и Гамаюн, хоть официально в невестах и не ходят, но тему жениха Финиста-Ясна сокола обсуждают, а еще ссорятся по поводу платьев. В общем, ведут себя как люди, а не как животные, Причем они ведут себя как героини добрые и положительные, помощницы
"Огниво" 2024 г Ирина Горбачёва - Гамаюн / Алконост
Алконост у нас тут в розовом наряде, а Гамаюн в зеленом. Подробнее об этих платьях будет в посте о костюмах фильма "Огниво"
"Огниво" 2024 г Ирина Горбачёва - Гамаюн / Алконост
Подводим итог. Все птичьи героини, одетые подобным образом (в красивое платье), всегда положительные максимально очеловеченные персонажи. И упор в сказке делается на то, чтобы условную птицу изобразить по-максимуму человеком (условной невестой)
Ярмарочно-квадроберный
Ну и третий способ, который я назвала ярмaрочно-квадроберным, восходит первоначально к ряженым, скоморохам, ярмарочным балаганам. В данных образах упор делается на то, чтобы превратить человека по максимуму в животное, придав ему черты животного не только в облике, но и в поведении. То есть нечто наоборот по сравнению с вторым способом.
Поэтому я квадроберов и вспомнила - они же себя как животные ведут.
Слева: Михал Эльвиро Андриолли. "Вождение козы в барском имении". Фрагмент. Западная Белоруссия, XIX век. Коза, аист
Справа: "Святки в старину. Ряженые". Сергей Федорович Плошинский. Дореволюционная открытка. Издательство "Салон". Коза, аист
Сцена с ряжеными из фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" 1976 г. Птица-маска
Данный поворот к "лубку" и "народному искусству" случился в советском кинематографе в 1970-е годы. На западе тогда стали процветать всякие стили хиппи и бохо, а в СССР в моду вошли условные "деревенщики". В общем, и ряженые начали в фильмах появляться, и сказки приобрели ярмарочный / балаганный оттенок. При этом условные ярмарка и балаган изображались с большим вкусом - включая костюмы.
"Мама" 1976 г. Флориан Питиш - Попугай, хозяин ярмарки
Вот посмотрите на этого шикарного попугая. Ну да, попка-дурак, ведет он себя соответствующе. Но смотрится это все стильно и красиво. Со вкусом сделано и с талантом.
"Иванко и царь Поганин" 1984 г Нодар Мгалоблишвили - царь воронов Каркарон
А вот это - потрясающе стильный царь воронов Каркарон из фильма "Иванко и царь Поганин". Там у них целое царство воронов , но конкретно Каркарон показан старой и мудрой птицей, в том числе и костюмом. Это не русская ярмарка, а что-то больше в сторону итальянского карнавала.
Фильм снят по мотивам сказок Закарпатья режиссером грузинского происхождения, поэтому вид у воронов такой кавказский, но им очень идет и сущность птиц эти костюмы отражают точно.
Тоже все сделано сo вкусом и талантом
"Иванко и царь Поганин" 1984 г Нодар Мгалоблишвили - царь воронов Каркарон
"Сергий против нечисти" 2021 г Дмитрий Красилов - Жар птиц
Чего совершенно нельзя сказать о современных фильмах-сказках и фэнтези, где подобный подход выглядит обычно по модному "уродским".
Ну эстетика уродства же сейчас в моде. Вот эту эстетику уродства и в российский кинематограф притащили, вместе со всякими другими западными культурными извращениями - квадроберы на пустом месте не появляются.
"Сергий против нечисти" 2021 г Сирин Лилит - Нино Нинидзе
Ну ладно, "Сергий против нечисти", как и "Волшебный участок" - это сказки для взрослых, там даже матом ругаются. Но и детские сказки ведь недалеко ушли
"Бременские музыканты" 2024 г Аскар Нигамедзянов - Петух
Про "Бременских музыкантов" я написала пост со специфическим названием "Бременские музыканты" (2024) / Когда вместо фильма ужасов решили снять сказку - просто потому что вот подобный вид костюмов животных с использованием масок вместо живых человеческих лиц характерен именно для фильмов ужасов.
"Летучий корабль" 2024 г Анна Уколова - Соловей-Разбойник
Соловей разбойник в "Летучем корабле" - такой же урод. Ну здесь хоть персонаж понятно отрицательный, хотя визуально все-равно выглядит жутко и неэстетично.
Bот в этом изображении птиц абсолютно забыты русские корни - не видно ни традиционных (обрядовых- то есть это игра) ряженых, ни русской ярмарки и русского балагана. Все очень по- европейски и по западному.
Продолжение следует - будет пост о костюмах "Огниво"