Сегодня знакомимся с древнерусскими женскими ювелирными головными уборами XI - XIII вв. по рисункам-реконструкциям Олега Федорова
На фоне исторических работ других художников они выделяются прежде всего достоверностью мельчайших деталей. Реконструкции Фёдорова основаны на актуальных археологических и научных данных, многие работы созданы для крупнейших музеев в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами.
Олег Владимирович Фёдоров родился в городе Омске в 1964 году. В 1988 году окончил Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии (ВГИК). Работал на киностудии им. Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ.
С начала 1990-х годов увлекся историей. Стал заниматься реконструкцией одежды, вооружения, быта русских и степных воинов средневековья (9-17века). С 1996 года работы Фёдорова стали публиковаться в различных журналах, научных и научно-популярных книгах российских и зарубежных издательств.
В 1996 году участвовал с рисунками-реконструкциями в выставке "Из варяг в греки" Государственного Исторического музея (ГИМ). С этого времени стал постоянно сотрудничать с музейными и научными работниками, археологами, историками. Рисунки-реконструкции Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие работы были созданы в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Hаиболее известные рисунки-реконструкции выполнены для новой экспозиции Государственного Военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле", а также для отдела Охранных раскопок Института Археологии РАН и Ярославского музея-заповедника.
Рисунки Олега Фёдорова хранятся во многих частных коллекциях России и зарубежья, находятся в экспозициях музеев России и Украины, часто используются для воссоздания древних костюмов участниками современных реконструкторских фестивалей, например исторического фестиваля "Первая Столица Руси" в Старой Ладоге.
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская
В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам, которые сопровождались специальным набором ювелирных украшений. Сегодня мы посмотрим на 10 древнерусских образов
Начем мы с самых дорогих - княжеских. С атрибутом княжеской власти - бармами. Про них у меня был отдельный пост
Бармы и оплечье Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и лунничными золотыми колтами, украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.
Колт - древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты носили в паре или вообще как ожерелье.
Изначальное название колта неизвестно. Термин был принят в конце XIX века на основе этнографических данных и происходит от новгородского "колтки" (подвески к серьгам), засвидетельствованного не только в говорах, но и в берестяных грамотах № 335 и № 644, а также от малоросского "ковтки" (серьги)
Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, украшенные лунницами и щитовидными подвесками, конец X - начало XI в. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Лунница - один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора. При всем разнообразии форм и техники исполнения неизменным остается их общее сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало.
Производство лунниц уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Первые трехрогие лунницы известны уже в памятниках бронзового века. В античный период появляются золотые серповидные лунницы, украшенные сканным декором. В позднеримское время форма полумесяца широко распространена у народов Европы и Передней Азии.
Со второй половины IX в. лунницы появляются в культуре восточных славян и существуют вплоть до XIII в. Как и древнерусские нательные кресты на территории Древней Руси лунницы получают распространение уже в X-XI вв. и в XII-XIII вв. становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы чисто славянским украшением нельзя.
Лучшие образцы лунниц - серебряные штампованные, украшенные настоящей зернью, которые известны по кладам X-XI вв. В подражание им из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов отливались лунницы с узором, копировавшим зернь. Носили лунницы в основном в качестве подвесок к богато украшенным ожерельям вместе с височными украшениями.
Женщина вятичей в ленточном уборе с семилопастными височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век.
Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию - "височные кольца".
По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые и лопастные.
Височные кольца у разных славянских племен были разные и по ним часто определяют племеммую принадлежность
Для вятичей и радимичей были характерны лопастные и лучевые кольца
Височные кольца могли быть семилопастными или малыми пятилопастными. В основе их лежит кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в их научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. устойчивым признаком этих племен. Носили семилучевые кольца часто на вертикальной ленте, пришитой к головному убору. Подобные наборы украшений называются ленточными
Девушка вятичей в уборе, с семилопастными височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.
Русская женщина в уборе со звезчатыми колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Украшения с бусинными височными кольцами относятся к ленточным
От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.
Бусинные височные кольца имеют много разновидностей.
Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской. С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом. Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.
Древнерусская женщина в уборе со звезчатыми колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.
Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Под впечатлением от древнерусских женских образов художника Федорова, становятся близкими и понятными душевные переживания неизвестной влюбленной женщины, жившей в Новгороде в начале XII века. Берестяная грамота с ее письмом возлюбленному была найдена археологами при раскопках:
"Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость."
Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.
Отсюда Отсюда