Слева Станислав Любшин в роли патриарха Иосифа в сериале "Раскол" (2011 г). Справа саккос патриарха Иосифа "Спас на престоле"
Второй саккос патриарха Иосифа (1642-1652 гг) называется "Спас на престоле".
Спас - это Спаситель или Христос, и данный сюжет является одним из наиболее древних типов иконографии Христа, где Христос в окружении евангелистов (иногда изoбраженных символически) восседает на троне.
Этот саккос в узорах причудливым образом смешивает восточные растительные узоры и древние византийские орнаменты. Он сшит из красного золотного атласа с узором в виде перевивающихся лент с изображением четырехконечного креста и монограммы Христа или четырехконечного креста и херувимов.
На круглом оплечье саккоса по фону из черного бархата золотными и серебряными прядеными нитями "в прикреп" швом "косой ряд" красным и синим шелком вышит крупный узор из соединенных между собой многолепестковых розеток, цветов гвоздики и тюльпана (любимые персидские мотивы). На зарукавьях - сплошной узор из крупных стилизованных растительных мотивов. В контурах узора - незашитый фон черного бархата.
Саккос патриарха Иосифа 1642-1652 гг
Передник из голубого золотного атласа с ткаными изображениями Христа на престоле и символами евангелистов вокруг него.
Как я уже сказала, Спас на престоле - один из наиболее древних типов иконографии Спасителя. Уже в изображениях V-VI вв. в Риме, Равенне, Салониках присутствует образ Царственного Христа в окружении Ангелов и так называемых "тетраморфов" - символических изображений евангелистов.
Слева Тетраморф. Келлская Книга (Book of Kells). Ирландия. VI-XI вв. Справа Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры, XVI век)
Тетраморф в иудео-христианском вероучении и богословии - это крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.). Оно имеет четыре лица - человека, льва, быка и орла. Позднее в христианском учении эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин "тетраморф" стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения.
Иисус и четыре крылатых существа, представляющие евангелистов. Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла - из Венеции. Символ Венеции - крылатый лев, он же Св. Марк
Так как подробного описания передника нигде нет, так же как и крупных изображений, можно только сказать, что изображение Спаса на престоле повторяется 4 раза, а евангелисты показаны символически в виде животных.
Данными саккосами исчерпывается группа связанных с византийскими традициями культовых тканей московских митрополитов и патриархов - с изображениями фигур святых, херувимов или крестов.
Вопрос: интересно ли продолжение темы?
Византийские ткани и традиции узоров на Руси Саккос митрополита Петра 1322 год Саккос митрополита Алексия 1364 год Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв
Саккос митрополита Симона 1496 год Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год Саккос патриарха Иосифа 1648 г