Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год

Aug 09, 2023 23:30




Геллер П. И. "Митрополит [Дионисий] перед кончиною Иоанна Грозного посвящает его в схиму" 1887 г.

В предыдущих постах мы познакомились с образцами одежды XIV-XV вв., пошитой из тканей преимущественно византийского производства. Прямой водный путь по Днепру способствовал установле­нию между Русью и Византией тес­ных экономических и политических связей, а общая вера устанавливала общие культурные традиции.

Когда в 1453 году Константинополь пал, ситуация изменилась и торговые и культурные связи России начали подстраиваться под новую реальность. В XV в. были установлены дипломатические и торговые связи России с Персией, в Армянском подворье, расположенном в районе Маросейки, обосновалась персидская диаспора. Впервые в Москве появились роскошные ворсистые персидские ковры и невиданной красоты шелковые, атласные и бархатные ткани с золотым шитьем.

Персидские ткани стали использовать для пошива дорогих светских и церковных одежд, для украшения царского трона и обивки дворцовых стен. При этом в оформлении культовых тканей все еще сохранялись византийские традиции, особенно с учетом того, что хотя до учреждения Патриаршества на Руси в 1589 году московские митрополиты избирались и поставлялись собором русских иерархов и фактически совершенно не зависели от Константинопольского патриарха, однако юридически Московская митрополия причислялась к Константинопольскому патриархату.

Дорогие персидские ткани были настолько красивы и оригинальны, что и расшивать их для обычной светской одежды не было необходимости: по полю ткани нежных расцветок шел легкий травный или геометрический орнамент, а в него вписывались шелком цветы гвоздики, тюльпана, гиацинта или анемона. На Востоке гвоздика была излюбленным цветком и, согласно древней легенде, символизировала любовь, верность и твердость духа. Что касается гиацинта, то согласно поэту XIII в. Ачиру Хосрову Дехлеви, этот цветок являлся символом темноволосой восточной красавицы.
Но церковные одежды нельзя было делать просто из тканей с восточными орнaмeнтами, поэтому их дополнительно вышивали христианскими символами.

Cохранилось несколько уникальных предметов одежды, пошитых из персидcких тканей в византийских традициях. К ним принадлежат два саккоса митрополита Дионисия (1581-1586).

Митрополит Дионисий (1581 - 1586) был шестым и последним московским митрополитом времен Ивана Грозного (седьмым, если считать митрополита времен регентства). Он в 1584 году отпевал умершего монарха, в этом же 1584 году венчал на царство Федора Ивановича и два года пытался примирить  Бориса Годунова с князьями Шуйскими, между которыми началась борьба за власть и влияние на царя Федора. Экономическая ситуация в стране была сложной, народ все время бунтовал, и Дионисий был смещен с поста, когда во время очередных волнений поддержал Шуйских против Бориса Годунова в вопросе развода царя Федора с бесплодной Ириной Годуновой.

Саккосы митрополита Дионисия сделаны из редчайших атласов XVI века. Существует версия, что ткань  была специально выработана в мастерских шаха Аббаса I.



Голубой саккос  митрополита Дионисия  с изображениями Христа, 1583 год. Вклад царя Ивана Грозного в 1583 г. в Успенский собор

Один из саккосов - голубого цвета, на фоне которого вытканы повторяющиеся изображения Христа, сидящего на престоле. Одна рука Христа поднята в благословляющем жесте, другая поддерживает евангелие. По сторонам престола помещены символы евангелистов и ветки гвоздик и тюльпанов. Между изображениями Христа вытканы золотом четырехконечные равносторонние кресты византийской формы - с расширенными концами. По сторонам - обычные надписи.



Растительный орнамент на голубом саккосе митрополита Дионисия: золотные, серебряные и шелковые нити

Голубой саккос не имеет первоначальных украшений, так как они целиком были перенесены с него в 1654 году на новый аксамитный саккос патриарха Никона. Это исключительное по богатству шитье исполнено московскими мастерами на вороте, рукавах, спереди и по подолу и украшено крупнейшим жемчугом, драгоценными камнями, золотыми дробницами, на которые нанесены тончайшей чернью изображения различных святых. Тогда же на саккос митрополита Дионисия вместо снятого украшения была положена вышивка золотом и серебром, подражающая аксамиту.



Слева голубой саккос  митрополита Дионисия  с изображениями Христа, 1583 год, без первоначальных украшений. Справа аксамитный саккос патриарха Никона с перенесенными украшениями. 1654 г. Оружейная палата Московского Кремля. Аксамит - устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат.

Обратите внимание, как изменились ткани. На саккосе Никона ткань такой фактуры, что никакой дополнительной вышивки даже представить невозможно.

Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос митрополита Петра 1322 год

Саккос митрополита Алексия 1364 год

Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг

Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв

Саккос митрополита Симона 1496 год

Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год

Саккос патриарха Иосифа 1648 г

Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up