История свитера с оленями, или как норвежские лоси стали американскими оленями

Jan 20, 2020 23:30



Раскрашенный кадр из фильма "Серенада Солнечной долины" 1941 г. с Соней Хени в роли Карен Бенсон и Джоном Пейном в роли Теда Скотта. Джон Пейн одет в лыжный свитер, который упорно называют свитером с оленями.

Этот пост я первоначально не планировала писать, во-первых, потому что он не о традиционных норвежских свитерах, а о глобализации, культурной апроприации и может быть даже потере Норвегией части  своей культурной идентичности ради денег и глобальных продаж, а во-вторых, потому что я, собственно, раньше была и не в курсе того, о чем здесь написано.

Ну то есть я видела очень много свитеров с оленями в последнее время, скандинавских и выдаваемых за скандинавские, а также кичевых американских уродских рождественских и даже кичевых уродских российских  новогодних,  но я была абсолютно не в курсе истории, с чего это все начиналось и как же это они дошли до жизни такой

А тут в процессе изучения норвежских музейных сайтов пришлось прочитать массу интересного, увидеть кучу норвежских аутентичных старинных свитеров и узоров, и как-то так картинка вдруг и сложилась.

Скажите, вы всех представителей семейства оленьих друг от друга без проблем отличите?



Слева направо расположены лось, благородный олень, северный олень и олень типа лани .

А лося от оленя отличите без проблем?

Bот вычитала я в интернете статью про охоту в Колорадо:

"Лося от оленя отличить легко, не правда ли? Хотите верьте, хотите нет, но почти каждый год охотники случайно стреляют в лосей, думая, что они стреляют в оленя.  По данным Colorado Parks & Wildlife за последние несколько лет каждый охотничий сезон охотниками, которые думали, что стреляют в оленя, было убито более десятка лосей"

Посмотрите еще раз на верхнюю картинку. На кого там рогатое животное больше похоже?

Ну вот еще одна картинка из фильма "Серенада Солнечной долины", здесь животные слегка получше видны. Ну так какое здесь рогатое, как вы думаете?



Соня Хени (Карен Бенсон), Джон Пейн (Тед Скотт), Линн Бари (Вивьен Доун) в фильме "Серенада Солнечной долины" (1941)

Для животного мира Норвегии типичны несколько представителей оленевых - как лесных, так и тундровых видов. В тундрах севера водятся северные олени. В лесах обитают лоси, благородные олени, лани и косули.

Самое главное норвежское животное - лось.  Лось является официальным национальным животным всего Скандинавского полуострова - Норвегии, Швеции и Финляндии. За все страны не скажу, но именно в Норвегии лось популярен примерно так же, как медведь в России.



Пять немного детских картинок для туристов, показывающих самые важные символы Норвегии. И хотя выбор символов слегка разнится, лось выбран все пять раз.

Почему именно лось?

Ну, потому что лось - это самое крупное животное из семейства оленьих, много мяса, вкусно, питательно.

Еще в бронзовом и железном веках лосятина занимала одно из первых мест в питании людей в Европе. Потом в большинстве мест люди научились заниматься скотоводством, коров выращивать мясных и молочных, только вот в Норвегии с пастбищами не очень, выращивать можно в основном коз и овец. Поэтому, если ты не занимался рыболовным промыслом у побережья, то выжить помогала охота.

Из толстой кожи ног лося - камуса шили и шьют прочную обувь, им же подбивали охотничьи лыжи, чтобы они лучше скользили и не позволяли лыжнику скатываться при подъеме в гору. А из кожи самого лося можно выделать великолепную замшу, сшить куртку брюки, рукавицы. Лосиная кожа долго служила человеку основной одеждой. Штаны из лосиной замши носили в русской армии гренадеры и гусары еще в позапрошлые века, а сейчас в Норвегии повсюду продаются тапки, шапки, рукавицы и прочие артикулы из кожи лося.



Рождественский лось на Рождественском рынке в Осло

А традиционное скандинавское Рождество, кстати, много веков праздновалось со скандинавским сказочным персонажем nisse или tomte (что-то типа гнома-домового), который часто ездил на Pождественском козле, но иногда на лосе.

И вообще Рождественский лось - это своего рода народная традиция (возможно сейчас уже и подвинутая Санта Клаусом с красноносым оленем Рудольфом, вон даже в Финляндии резиденцию Санты построили  и ассимилировали под Санту Йоулупукки, потому что денег с Санты можно больше заработать)



Вот это вот все сверху Рождественские лоси согласно артикулу, с оленями северными прошу не путать.



Слева "Рождественский лось" от Eva Melhuish, а справа "Рождественский гном с лосем" от Jan Bergerlind. Художники, правда, шведские, но традиции в Норвегии и Швеции достаточно идентичные.



А это вот норвежские рождественские украшения

Ну ладно, надо все-таки вернуться к теме одежды вообще и свитеров в частности.  Я, собственно, эти рождественские картинки продемонстрировала с одной единственной целью - показать, что в норвежской культуре нет никакого исторического базиса для рождественских северных оленей на одежде, хоть с Санта Клaусом, хоть без него.

В предыдущем топике про традиционные норвежские свитера Lusekofte было очень много фотографий, и из этих фотографий можно было, я надеюсь, понять, что в традиционные орнаменты норвежских свитеров животные первоначально не входили вообще.

Хотя на варежках они появлялись, были узоры для варежек с оленями, с лосями, с собачками, с фигурками людей. Варежки вяжутся быстрее свитера, можно там и что-то потруднее вывязать, плюс варежки всегда на виду, в отличие от свитера, который зимой часто прячется под верхнюю одежду. Ну и напомню, что в Норвегии было принято для невесты вязать варежки жениху и его друзьям.



Слева страница из книги Анникен Сибберн 1928 года "Норвежские вязаные орнаменты" с узором оленя. Дизайн из Сельбю (Selbu) Справа варежки, связанные Tone Skårdal Tobiassen.

Кстати, вы сможете угадать по рисунку, какой именно это олень? Северный, благородный или вообще лань (на косулю не похоже, у косули рога неветвистые)?



Слева страница из переиздания книги с вязанными узорами  с лосем, причем узор называется "Лось на закате"  (Elg i solnedgang), это в Норвегии был любимейший сюжет, примерно до конца 1970-х в жилище каждого уважающего себя норвежца, хоть в доме, хоть в квартире, должна была висеть картина или репродукция "Лось на закате". Справа перчатки с данным узором, связанные Annemor Sundbø



Еще норвежские варежки с узорами лося и собачки.



А это выставка-продажа варежек из Сельбю, тут уже видны не только лоси, но и бегущие, видимо, северные олени, по запросам иностранных покупателей. Справа еще один сохранившийся старинный узор орнамента для варежек с оленем. Тоже из Сельбю (Selbu)

Уже писала в предыдущем посте, что американские туристы обнаружили для себя Сетесдальские люсекофте в 1920-х годах, и именно в это время начинается продажа вязаных норвежских изделий за границу, в связи с чем начинают объединять орнаменты из разных частей Норвегии и разрабатывать новые орнаменты и цветовые решения, чтобы сделать вязаные изделия более привлекательными.

А сейчас я сделаю небольшое отступление в лингвистику и языкознание.

Животные в Европе и Америке, как известно, могут слегка отличаться, в конце концов континенты разъединены океанами, и эволюция миллионы лет шла своя.
Лоси, принадлежащие к семейству оленевых, бывают двух видов: европейский лось, или сохатый (лат. Alces alces), и американский лось (лат. Alces americanus)
В Норвегии лось называется elg, а в Британии elk.
На американском же континенте лось называется moose, а elk - это все виды североамериканского благородного оленя, в первую очередь вапити
То есть норвежец или англичанин, показывая на рисунок лося на свитере, говорят " а вот это лось" (elg, elk), а американец это слышит как "а вот это олень"(elk)

И, наверное, надо попробовать сделать некое отступление по поводу культурных ценностей американцев. Мне лично кажется, что, завоевав континент и сначала почти истребив индейцев, а потом загнав их в резервации, переселенцы все-таки в течении пары веков торговли, взаимодействия и войны переняли у этих индейцев некоторые культурные ценности, в первую очередь тотемные. Из этих тотемных культурных ценностей растут ноги у необыкновенной популярности в Америке татуировок, а также американский заскок или задвиг на различных животных маскотах. Учитывая еще и определенную любовь американцев к символизму и ношению одежды, которая как-то связана с местными реалиями, можно почти с уверенностью предположить, что именно одежда с животными у американцев, проживающих в какой-нибудь Оленьей долине, или Волчьем логе, или у Медвежьей речки, вызвала бы наибольшую любовь.

Кроме того, если американцам нравится что-то эксклюзивное, импортное и дорогое, но они не могут себе этого позволить финансово, американцы ведь могут сделать "свое такое же, только лучше", кто им мешает начать делать собственные свитера в норвежской/ скандинавской тематике, они их даже скандинавскими обозвать могут, кто им запретит, слово ведь не запатентовано.

Хотите пример?
Ну вот фото небезызвестного норвежского лыжного чемпиона Стейна Эриксена, переехавшего в США работать лыжным инструктором, я про него писала в прошлом посте о Mariusgenser. Фото это, правда, послевоенное, но в качестве хорошего примера подойдет.



Свитер вроде как с первого взгляда для неспециалиста выглядит норвежским, хотя люсе-"вши" заменены на какие-то крестики, полоски какие-то ненорвежские и вообще на рукавах деревья вывязаны, но кто из неспециалистов разберется, особенно если в таком свитере еще и норвежский чемпион?



А вот здесь зато мы видим в абсолютно таких же свитерах кучу людей, но не Стейна Эриксена.

Лично мне такое количество одинаковых свитеров на разных людях говорит только об одном - это какая-то корпоративная одежда, или одежда команды, или сувенир какого-то конкретного места.

Ну да, место называется лыжный курорт "Оленья долина" (Deer Valley resort) в Юте. Соответственно, эти свитера с оленями - это местное американское творчество в стиле норвежских свитеров, как они себе в Юте это представляли.


Хотя в самой Норвегии уже в 30-40-е годы начали вязать с рогатыми лосями и оленями не только варежки, но и шарфы, шапки, свитера и чулки/носки.  Зачинщиком выступал Сельбю, где население медленно, но верно переключалось на международный рынок бизнес продаж своих вязаных орнаментов, даже во время войны.



Фотография 1944 года из национального архива Норвегии. Выставка вязанных изделий из Сельбю, где помимо знаменитых розочек Сельбю можно разглядеть различных рогатых животных. Это было как-раз время экспериментов в объединении орнаментов, что купят, а что нет. Кстати, там даже лошадь на варежках справа изобразили.

Вернемся обратно в  США 30-х годов.

Железнодорожный могуль по имени Аверелл Гарриман, совладелец железнодорожной компании Union Pacific Railroad решил вложиться в эксклюзивный бизнес для супербогатых, которые в период любой рецессии всегда остаются самыми платежеспособными клиентами.  И основал / построил самый первый в США горнолыжный курорт для избранной публики под названием  "Солнечная долина" ( Sun Valley)   - в Айдахо.

Курорт прославился как самыми передовыми техническими достижениями, над которыми работали инженеры Union Pacific Railroad, так и примечательной рекламно-маркетинговой компанией, когда на курорт приглашались на работу самые знаменитые европейские спортсмены, а в гости все самые знаменитые звезды Голливуда.



На курорте работал приглашенный из Австрии лыжным инструктором Отто Ланг (Otto Lang). Здесь он изображен в свитере с  вроде бы оленями. Судя по дизайну это какое-то местное американское творчество, Hа норвежские традиционные орнаменты не похоже, xотя стиль скопирован однозначно.

Специально в рекламных целях, чтобы продвинуть имидж курорта Аверелл Гарриман профинансировал создание фильма Серенада Солнечной долины (1941 год)

В России этот факт не так известен, потому что фильм вышел в неудачное время -  Вторая мировая война, которую Аверелл Гарриман в своих бизнес-планах особо не предусмотрел, но в американских киноисточниках факт, что фильм был рекламным проектом для курорта, достаточно широко известен. К курорту была подведена железная дорога,  и одной из целей фильма было показать, как на курорт легко и удобно добираться, ну среди прочего.

Для съемок фильма был привезен целый оркестр Гленна Миллера, а одну из главных ролей получила норвежcкая фигуристка Соня Хени, трёхкратная олимпийская чемпионка (1928, 1932, 1936) в женском одиночном катании, переехавшая в США и переключившаяся с карьеры фигуристки на карьеру актрисы.



Соня в фильме красуется в нескольких парах вязаных варежек, а ее партнер по фильму в "норвежском" свитере с рогатыми животными.

Соня всё свое детство посвятила спортивной карьере, что поставило крест на ее школьном образовании, поэтому можно с очень большой долей вероятности предположить, что разницу между moose и elk она вряд ли знала, да и вряд ли во время съемок фильма возникал хоть раз вопрос, а что это за животные то такие на одежде.



Еще один раскрашенный, но уже в другой цвет, кадр из фильма "Серенада Солнечной долины" Знаменитый "рогатый" свитер на Джоне Пейне.

Кстати, я так и не смогла выяснить, чья была идея одеть Пейна в такой свитер. Официальным художником по костюмам в фильме был Трэвис Бэнтон (Travis Banton), но его кредитуют в основном за "этническое" платье Сони, больше ничего не упоминают.  А за спортивную (лыжную) одежду героев отвечал Фред Пикард (Fred Picard), но является ли свитер лыжной одеждой, я не знаю. Кроме того, в съемках помогал уже упомянутый выше лыжный инструктор и любитель свитеров с рогатыми животными Отто Ланг. Он так допомогался, что позже сам стал голливудским продюсером.

Так что открытым остается вопрос, был этот свитер привезен из Норвегии, связан в Америке по существующему норвежскому образцу или был связан в Америке согласно фантазии работников киностудии.

Факт тот, что после выхода "Серенады" публика влюбилась и в фильм, и в курорт, и в героев, и в музыку (оркестр), и в одежду, в частности свитер Пейна то ли с лосями, то ли с оленями стал писком моды.

Кстати, на курорте "Солнечная долина" возникла традиция каждую пятницу показывать в местном кинотеатре фильм с Джоном Пейном в красивом свитере, не знаю, крутят ли фильм до сих пор, но... Десятилетиями! Еженедельно! Каждую пятницу!

Достаточно смешным фактом является то, что при рассматривании старых винтажных образцов свитеров с рогатыми, можно увидеть и лосей, и оленей. Такое ощущение, что публике было все-равно.

Хотя по большому счету вот именно лыжному свитеру неважно, какое рогатое на нем изображено, поскольку лыжный свитер не связан с Рождеством и Санта Клаусом. На лыжных курортах США и Европы свитерами демонстрировали / демонстрируют "крутость", наличие денег, статусность. Спорт то ведь для богатых в основном.



Оба свитера американские, при этом левый сделан как бы копируя норвежский стиль и с лосем, а правый с оленями, но не в норвежском стиле.

Интересен факт, что в 1953 году уже упомянутая в предыдущем посте создательница свитера Мариуса и самая крутая норвежская предпринимательница по продажам вязаных свитеров Юнн Сёйланд (Unn Søiland) создала несколько вариантов норвежского свитера с лосями и запустила их продажу в разных цветовых сочетаниях, вот одна из картинок с сайта Норвежского народного музея. Свитер выпускался до 2002 года


А вот американские винтажные свитера с лосями из 1960-х и 1980-х



Слева американский винтажный свитер (с лосями) из 1960-х, справа американский винтажный свитер (с лосями) из 1980-х. Такое добро продается на ebay и прочих специализированных сайтах, причем пишут слово "лось" - moose

Еще в 1950-е годы в США местные предприниматели начали изготавливать специальные рождественские свитера, где в орнамент могли включить оленя или оленей, как спутников Санта Клауса и животных, которые ассоциировались с Рождеством.

В 1980-е годы в США рождественские свитера под названием jingle bell sweaters не только стали супермодными и популярными, но и приобрели некий налет кича, их стали излишне украшать причем иногда с излишествами под "скандинавский стиль" или стиль Fair isle, про который я напишу отдельно, там своя потрясающая история.

Вскоре это нашло отражение в кино, где героев кинокомедий, а иногда и драм, но кинокомедий чаще, стали одевать в излишне декорированные свитера. А в начале этого века в англоязычной культуре рождается феномен уродского рождественского свитера и уродской рождественской вечеринки, где олень на свитере не обязателен, но иногда  присутствует.

Из тех фильмов, где на свитере, в том числе уродском, появляется олень/олени, можно вспомнить "Санта Клаус" (1994), "Тупой и ещё тупее" (1994), "Дневник Бриджит Джонс»" (2001), "Ларс и настоящая девушка" (2007), "Сводные братья" (2008) .

Отдельно хочется вспомнить фильм "Санта Клаус - 3" (2006) и даже разместить картинку свитера с рогатым животным из этого фильма.



Ну и кто это - олень или все-таки лось?  Про то, что прототипом явился свитер из "Серенады Солнечной долины", думаю, что можно не сомневаться.

Именно уродские рождественские свитера с оленями в англоязычном мире делают сейчас не просто кичевыми, ну типа кучи блесток и излишков декора, а откровенно похабными, типа таких.



Норвежские производители оригинальных свитеров в такой конкуренции с похабной апроприацией  не особо участвуют.  Однако они поняли, что раз уж Санта Клаус и его оленья упряжка стали мировым рождественским трендом, надо и им для глобальных продаж переключиться с лося на северного оленя, попытавшись сделать оленя хотя бы стильным.



Норвежский новодел с оленями.

При этом у меня лично складывается такое впечатление, может я и ошибаюсь, конечно, но мне показалось, что одним из главных рынков для "скандинавских свитеров с оленями" стала Россия. Потому что перед Новым годом и Рождеством идет дикая реклама их продаж с намеками, что купить именно такой свитер в подарок - это лучшая семейная традиция.

Дело в том, что есть устойчивая легенда, что фильм "Серенада Солнечной долины" до такой степени полюбился советской публике, когда его показали в СССР, что граждане СССР не только начали поголовно исполнять музыку Гленна Миллера, но и вязать свитера с оленями.

Я, наверное, какая-то "несоветская", потому что из своей жизни в СССР вообще ни одного свитера с оленями не помню.

В интернете в качестве единственного доказательства "безумной" любви советских граждан к свитерам с оленями приводится вот эта картинка, без каких либо объяснений, кто это, где это и какой вообще год на дворе. И еще - какое отношение дизайн этого свитера имеет к дизайну свитера Джона Пейна. Они же разные совершенно!



Из чего лично я делаю вывод, что какой-то маркетолог решил поднять продажи свитеров с оленями в России и придумал легенду про "Серенаду Солнечной долины"

В википедии в статье о фильме  зачем-то поместили вот такие воспоминания:

Композитор Виктор Лебедев так вспоминал о значении фильма:
Каждый приходил к этому [Образу жизни стиляг] по-разному, но я - через музыку. И вообще многие люди приходили через музыку. Где-то в девятом классе или в восьмом мы увидели фильм «Серенада Солнечной долины». И музыка в нём настолько поразила нас и настолько восхитила, что я сел тут же за рояль играть все эти мелодии, а «In the Mood» Гленна Миллера, который там исполнял оркестр, исполнялся типа буги-вуги, был такой достаточно модный в то время ритм. И мы одновременно захотели скопировать всю одежду, которая была у джазменов в фильме … С «Серенадой Солнечной долины» подул воздух другого мира абсолютно, если хотите - свободного. Наивность содержания не давала возможности глобально к этому отнестись, но тем не менее… вот с этого все пошло. Эти фильмы - как прозрение какое-то.:

Все все поняли, про одежду джазменов? Которые вообще-то в костюмы были одеты...

При этом разговор идет о какой-то одной малюсенькой группке московских стиляг. Где тут всенародная любовь советских граждан то ? Покажите!

Впрочем, возможно, я ошибаюсь, и в последние годы гражданам России действительно привили вкус к оленьим свитерам.

Я вот тут в одном российском фильме недавно углядела вот такой ужас. Кич и уродство теперь официально российские и  на экранах российских кинотеатров



Ну в общем вот такая история.

Что будет с "любовью" россиян к свитерам с оленями, я честно не знаю. Однако, заметила, что на Новый год российские дети начали исполнять песенку
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю.

Так что потенциал у северных оленей есть.

И в принципе, если отделить зерна от плевел и забить на американский рождественский уродский олений кич, норвежские свитера  с оленями стильные.  Свитера с лосями тоже

Норвежцам от лося отказаться - как русским от медведя.

Ранее по теме
Традиционные скандинавские свитера
Исландский свитер Lopapeysa
Финский свитер Jussipaita
Норвежский свитер Lusekofte
Норвежский свитер Mariusgenser

Закат Европы, Голливуд, этномода, одежда, ЕС

Previous post Next post
Up