Американский музей пополнил коллекцию советскими эскизами тканей.

Jan 21, 2020 23:30

Недавно  я опубликовала пост Агитационный текстиль: забытые шедевры советского дизайна и френд starkov_blues написал в комментарии: Как раз такого типа ткани для рубашек были популярны в конце 70-х годов. Я отлично помню рубашки с автомобилями и прочей техникой, также были с газетными заголовками-колонками и так далее. Этакий вариант "гавайской рубашки". Да и вообще все эти идеи эпохи конструктивизма так или иначе постоянно возвращаются обратно в моду.

Оказалось, что в СССР в 1960-1980 гг была вторая волна русского авангарда в тканях  и собственные яркие представительницы этого художественного направления. Вот об одной такой художнице по тканям и будет сегодняшний пост.



Музей современного искусства в Нью Йорке MoMa.

Почти незамеченной прошла недавно информация, что Музей современного искусства в Нью Йорке купил образцы дизайна тканей Анны Андреевой.

Про Музей современного искусства в Нью Йорке MoMA слышали, наверное, очень многие. Третий по посещаемости музей в Соединённых Штатах, входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. Одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка.

И вот этот музей в конце прошлого года приобрел для своей постоянной коллекции гобелен "Электрификация" и 11 графических образцов текстильного дизайна, созданных  Анной Алексеевной Андреевой, крупнейшим советским художником по тканям, которая долгое время  работала ведущим художником московской шелковой фабрики "Красная Роза".



Анна Андреева

В число приобретений MoMA вошли эскиз дизайна платка “Космос”, который был подарен британской королеве Елизавете II во время поездки Никиты Хрущева и Юрия Гагарина в Великобританию в 1961 году, и эскиз дизайна платка, подаренного почетным гостям Всемирного конгресса женщин в Москве в 1963 году, а также оптические эксперименты художницы 60х -70х годов.

Мне кажется, что кроме некой группы узких специалистов про Анну Андрееву в России не знают. Во-первых, она в СССР работала на фабрику практически "анонимно", ее дизайны были "советскими", а не "от Анны Андреевой", а во-вторых, в России вообще не существует культуры относить одежду и ткани к искусству, по крайней мере до недавнего времени многие даже не понимали, что любая одежда, не обязательно парадное платье императрицы, - это музейная ценность и часть культурного и народного достояния страны.

В общем, даже в википедии статьи на русском про Анну Андрееву на сегодняшний день нет, но есть статья на английском.
Замечу, впрочем, что про Анну Андрееву  упоминалось в связи с проходившей недавно выставкой "Ткани Москвы", поскольку ее эскизы и образцы тканей, созданных по ее дизайну, там присутствовали.



Анна Андреева с мужем. 1958 г.

Родилась Анна Андреева (девичья фамилия Прасолова) 17 августа 1917 года в Тамбове в то время еще в богатой семье русских купцов. В возрасте 12 лет она переехала учиться в Москву, посещала школу рабочих им. Рабфака, затем поступила в Московский текстильный институт, где училась в лаборатории Владимира Фаворского и Игоря Грабаря.

Была замужем за Борисом Андреевым  (1916-1996), ученым и инженером Умерла Анна Андреева 27 февраля 2009 в Москве

С 1946 по 1984 год она работала ведущим художником московской шелковой фабрики "Красная Роза". Эта шёлковая фабрика была создана в Москве еще в 1875 году французом Клавдием Осиповичем (Клод-Мари) Жиро. В 1924 году она была переименована в "Красную Розу" в честь Розы Люксембург. В конце 1990-х годов фабрика закрылась, а фабричные здания были переоборудованы в офисно-деловой центр "Красная Роза 1875".



Эскиз дизайна ткани "Лучизм" Анны Андреевой . Фрагмент. 1957 г.

Такие текстильные проекты Андреевой для массового производства как "Кубики", "Олимпийские игры", "Городская сетка", "Советский спорт" и "Советский космос" были одними из самых популярных тканевых принтов, производившихся  распространенных в СССР в 1960-х и 1970-х годах. Они часто публиковались в журнале "Декоративное искусство СССР"



Слева: дизайн "Кубики"  Справа: дизайн "Московский урбанистический"  1964 год

Она также была автором культовых советских оптических геометрических и цветочных принтов, которые выставлялись на международных текстильных выставках и даже были проданы советским правительством французской и итальянской текстильной промышленности.



Варианты дизайна для детского текстиля по случаю летних Олимпийских игр в Москве 1980 г.

Помимо ее обширной работы для массового производства, Андреева часто привлекалась к эксклюзивным проектам. Шелковые платки, созданные по ее рисункам, часто дарились советскими официальными делегациями политическим лидерам других стран в рамках культурной дипломатии.



Слева: Анна Андреева. Москва. Дизайн для подарочного памятного шарфа
Справа: Анна Андреева. Эскиз шарфа "Москва-80". 1980 г.

Ее работа "Космос", посвященная первому человеку в космосе Юрию Гагарину, была официальным подарком королеве Елизавете II во время первого визита Никиты Хрущева в Великобританию в 1961 году.

Эскиз платка “Космос. Слава первому космонавту!” Фрагмент. 1961 г.

Ее дизайн для Всемирного конгресса женщин стал символом Пятого Всемирного конгресса женщин, проводившегося в Москве 24-29 июля 1963 года.



Эскиз юбилейного шелкового шарфа для Всемирного конгресса женщин, Москва, 1963 год.

В 60-е годы Андреева создала несколько дизайнерских работ для Международного кинофестиваля в Москве.

Ее серия крупных геометрических гобеленов "Электрификация", стала центральным экспонатом  Всесоюзной выставки в честь сороковой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в ленинградском Манеже.

Ее работы также известны как советский аналог оптического искусства (Op art или optical art)



Эскизы тканей с оптическими экспериментами. 1974 год



Слева: Андреева А.А. Рисунок для ткани. 1960-1970-е гг. Шелкоткацкая фабрика "Красная роза" им. Розы Люксембург.
Справа: А. Андреева. Рисунок ткани. 1960-1970-е гг. Шелкоткацкая фабрика "Красная роза" им. Розы Люксембург.

Принты Андреевой представляли советскую текстильную промышленность на Экспо 1967 года в Монреале.




Слева: Набросок эскиза декоративного текстиля для Клуба энергетиков 1967 г. MoMa
Справа:  Эскиз ткани "Черемушки". 1960-е годы Шелковая фабрика "Красная роза". Частная коллекция

На Экспо 1970 в Токио вместе с советским художником по костюмам Аллой Левашевой Андреева создала специальную выставочную экспозицию советских текстильных идей.



Слева: Набросок эскиза декоративного текстиля для Клуба энергетиков 1967 год MoMa
Справа: Выставка "Оттепель", Музей Москвы, 2017 год. Название ткани не указано

Анна Андреева занимала высокие посты в Союзе художников СССР, куда она вступила в 1946 году. С 1960 по 1970 годы она возглавляла отдел текстиля и декоративного искусства.

Кроме того, она отвечала за координацию работы текстильной промышленности и производства шелка в рамках социалистического лагеря, руководила художественными комитетами на шелковых фабриках в Средней Азии, Грузии, Армении и на Урале.



Выставка "История моды" с работами Анны Андреевой, ВДНХ, 2015 год



Экземпляры работ Анны Андреевой на выставке "Ткани Москвы" в Музее Москвы 2019 год.



Экземпляры работ Анны Андреевой на выставке "Ткани Москвы" в Музее Москвы 2019 год.
Вот ссылка на то, что купил музей MoMa https://www.moma.org/artists/74860 К сожалению, я не нашла нигде изображения гобелена "Электрификация", а он был бы самым интересным.

Россия, легкая промышленность

Previous post Next post
Up