Oct 17, 2016 05:40
Читая Е.Тарле, задумываюсь, не является ли одной из причин дефицита ярких личностей в политике наличие современных коммуникаций
Судите сами. Условная Екатерина II, раздумывая, кого направить послом в Британскую империю или с флотом в Архипелаг, должна была исходить из специфики обмена информацией XVIII века. Выбранный для миссии на другом конце Европы человек получал сообщение из "центра" в лучшем случае через несколько недель после его отправки. И это не говоря о количестве обстоятельств в спектре от полного штиля до местных пиратов, которые могли затянуть коммуникацию на долгие месяцы. В вопросах дипломатии и, особенно, военного планирования такая задержка делала невозможным реальный контроль за происходящим со стороны правителя, если он сам регулярно не мотался по свету, что для монархов того времени еще не было исключением, но уже не являлось правилом.
Таким образом, особую ценность для "центра" приобретали не усердные исполнители, а люди, способные принимать самостоятельные решения, достаточно энергичные и умелые для построения собственной минидиспозиции. Монарх не играл в стратегию реального времени, где можно расставить полки перед боем по собственному усмотрению. Скорее действие напоминало стратегию непрямого контроля, где можно назначить полководца с удобными параметрами во главе войска, послать его в примерном направлении и через некоторое время получить информационную сводку о результатах сражения. И от выбора правильной фигурки зависела политическая карта мира.
Сейчас инструментарий "центра" возрос тысячекратно. Мобильная связь, спутниковая съемка, сверхрадары... Хороший исполнитель, способный воплотить в жизнь план командира, обладающего всей полнотой информации, ценится выше, чем одаренный авантюрист. Дипломат, выбивающий выгодные условия договора, может скинуть е-mail руководителю в любую секунду, а в военных штабах, учитывая развитие технологий, скоро будут сидеть беспилотные генералы. И это приводит к вопросу, который с каждым годом становится все актуальнее - что может двадцать первый век предложить пассионарию для реализации его амбиций?
PS: на русских кораблях, стоявших после Чесмы два года в Архипелаге, служили обычные русские (в основном) матросы. Что они рассказывали своим семьям, когда возвращались домой из края тепла и олив? Каково это было двести лет назад - привести рассказы о земле, в которой ни им, ни их детям не предстояло побывать?..