ALARM! В тексте присутствует некоторое количество общехристианского мировоззрения. Если Вы являетесь воинствующим антиклерикалом/клерикалом, не можете пару минут посмотреть на мир с иной позиции или совсем не интересуетесь обсуждением околожизненных философских категорий - не читайте дальше. Сейчас лето. Искупайтесь. Съешьте, наконец, этот дурацкий арбуз. Насладитесь жизнью.
В своих заметках я стараюсь избегать слов, начинающихся с большой буквы. Мне органически сложно писать о Жизни, Истине, Любви и пр. В этом всегда есть доля неестественности, претенциозной философичности. Я знаю людей, которые так разговаривают постоянно и не кажутся смешными. Я не умею так.
Также в своих заметках я стараюсь избегать высокоморальных рассуждений, по крайней мере, если они не привязаны к конкретному событию. Представление о мире в моем возрасте меняется раз в сезон, поэтому изливать на бумагу переживания средней ценности и второй свежести, значит, марать ее без причины.
Пришло время сделать исключение из правил. У многих людей есть системообразующее понятие, философская категория, имеющая особое личностное значение. Для меня таким важным словом является справедливость. Так вышло, что с детства меня привлекала мысль о том, что мир может пребывать в балансе, а воздаяния не всегда нужно ждать до Страшного Суда. Сегодня я прочитал занятную статью, которая заставляет сформулировать часть моего взгляда на жизнь здесь.
Идея статьи примерно такова. Справедливость - это всегда месть. Месть всегда носит активному субъекту больше личностного вреда, чем нанес тот, кому мстят. Поэтому справедливость несовместима с христианским мировоззрением и плоха как класс. И, что неудивительно, я категорически с этим несогласен.
Одно из самых страшных чувств, доступных человеку - ощущение собственного бессилия. Ты всю жизнь возделываешь свою землю, строишь дом, копишь на образование детям, а потом приходит комиссар с предписанием о кулаках. Почему обидно? Потому что есть чувство, что ты заслуживаешь лучшего. И есть два цивилизационных варианта пережить экзистенциальное потрясение, часто приводящее к суициду, например.
Первый способ пришел к нам из христианства. Христианин знает, что никто в мире ему ничего не должен. Поэтому он на земле воздаяния за добрые дела не заслуживает, как и счастья, любви и удачи. Зато после смерти за все терпение и принятие несправедливости ему воздастся сторицей (хотя, в целом, вечное блаженство неисчислимо).
Второй способ подсказывает нам сама жизнь. Если в округе действует банда, собирающая дань с жителей, можно вечно кряхтеть под пятой, сохраняя добродетель в нищете. А еще можно собрать винтовки и устроить горячую встречу любителям легкой наживы. От этого станет легче и местным, и жителям соседних деревень, которым также досаждают бандиты, и будущим поколениям, которым не придется страдать от задержек в развитии и заболеваний, вызванных недоеданием в раннем детстве. В дальнейшем такое позиционирование приводит к осознанию своих прав и своего достоинства, к формированию общности-государства с развитой законодательной системой.
И это подводит нас к принципиальным свойствам справедливости:
1) Установление справедливости силой всегда совершается до того, как преступник обезврежен. Приравнивая справедливость к мести, мы считаем, что справедливец не просто убивает/сажает бандита за решетку, но и вырезает всю его семью до пятого колена. Даже не знаю, откуда может взяться такое представление - возможно, из Ветхого Завета? Культурно-принятое значение справедливости предполагает, что преступник должен потерять возможность бандитствовать, а потерпевший должен получить компенсацию. Если бандит отстреливается, значит, он принимает возможность быть застреленным в ответ. Если он поднимает руки, его судят и сажают. Если страна начинает Вторую Мировую, ее бомбят до последнего дня, но когда мирный договор подписан, население не угоняют в рабство. Справедливость совершается до победы, месть происходит после. В этом разница. Поэтому любые супергерои (которые в прочитанной мной статье описываются как воплощения мести) раскрываются по-настоящему, когда враг лежит перед ними безоружный. И практически у любого героя есть ситуация "я хочу убить тебя, но не сделаю этого, потому что тогда я стану таким же, как и ты". Этот момент и проводит грань между местью и справедливостью.
2) Справедливость - это всегда про защиту других. Технически, любой христианин, стоя в переулке против убийцы и имея в кармане пистолет, не должен в него стрелять. Лучше умереть, чем взять на себя смертный грех убийства. Однако, если рядом с христианином стоит женщина и двое детей, ситуация слегка изменяется. Что лучше - совершить убийство или дать умереть еще нескольким людям? Все моральные дилеммы начинаются именно так и не имеют прямого ответа. Если заглянуть в анналы истории, можно отметить тот факт, что во все времена святые всех церквей благословляли солдат на войну, которая считалась "справедливой". И я не только о Крестовых походах. Сергий Радонежский тоже благословлял Дмитрия на битву с татарами, да еще и боевых монахов ему в войско дал. Защита и поддержка слабых является одной из важнейших миссий Церкви, а это и является главным проявлением справедливости. Возвращаясь к теме супергероев - сами они, как правило, ведут тяжелую жизнь, не могут решить свои личные проблемы и постоянно страдают за других. Вкупе с описанным в первом пункте, вполне себе христианский образ воина-мученика.
С цивилизационной точки зрения справедливость является одной из основ современного государства, заботящегося о своих гражданах. С религиозной точки зрения справедливость заключается в защите тех, кто не может сам себя защитить, и сохранении собственного лица после совершения правосудия. И уж точно она не является местью, которая не про защиту, а про насыщение жажды крови страданиями обидчика.