May 19, 2016 14:19
Касательно статьи "Новой" о суицидах у меня есть сказать следующее:
1. Интернет - такое же социальное пространство, как и улица. Если на улице будут стоять "будки самоубийств", как в Футураме, вы вряд ли позволите своим детям туда заходить. Если на улице будут стоять вербовщики кое чего, запрещенного в РФ, вы позвоните в полицию. При этом, если на доме будет висеть табличка "клуб для мужчин" с характерным оформлением (или, например, "клуб любителей Д&Д"), вы просто пройдете мимо, потому что это - не ваш интерес. А отсюда вопрос - почему закон в интернете должен действовать иначе, чем в жизни? А отсюда ответ - потому что интернет в силу физиологических особенностей рождения воспринимается нами как нечто априори нерегулируемое и более свободное, чем общение в реальности. Но проблема ведь не в закрепощении интернета, а в закрепощении жизни. Если в автозак сажают за плакатик на улице, почему мы возмущаемся сильнее посадке в атозак за репост? Явления абсолютно одного порядка.
Я не вижу ничего плохого в введении интернета в правовое поле. Если подстрекательство к убийству (или суициду, если на то пошло) наказывается в реальности, оно должно наказываться и в интернете. Другое дело, что для этого нужна нормальная правоохранительная система. Но тогда давайте называть проблемы своими именами. Тем более, наша практика уже показала, что закрыть что угодно можно и без всякого повода, было бы желание ("закон подлецов" тому пример).
И, кстати, не надо думать, что сама тема обсуждения нова. Стивенсоновский принц Флоризель расследовал деятельность клуба самоубийц. Акунинский Фандорин расследовал деятельность клуба самоубийц. Что-то я не помню, чтобы хоть кто-то из читателей говорил "поиски клуба самоубийц и публичное о нем упоминание угрожают нашей свободе!"
2. Из материалов, представленных разными СМИ, я понял (естественно, могу и ошибаться), что организаторы групп суицидальной тематики делятся на три категории:
а) люди, которые использовали группы для попыток психокоррекции возможных суицидников на бытовом уровне
б) люди, которые использовали суицидальную тему для самораскрутки и увеличения наполняемости своих групп
в) люди, которые реально призывали людей к совершению суицидов по причине тяжелых психических расстройств или крайнего морального разложения.
К первым я отношусь относительно позитивно, хотя, как психолог, не могу не отметить, что заниматься такими вещами должна группа профессионалов. Я понимаю, что у этих людей может быть особое понимание интернет-культуры и общения, но хотя бы регулярная консультация со специалистом крайне желательна. И проблем сегодняшнего дня это тоже могло бы помочь избежать. Кроме того, если эти люди знали о происходящем в других группах (а, судя по всему, какой-то информацией они обладали), то это вполне себе несообщение о готовящемся преступлении, которое объяснимо русской культурой недоносительства, но морально неприемлемо.
Ко вторым я испытываю омерзение. Вот во время войны есть люди, которые выходят на поле сражения ночью и снимают с убитых солдат сапоги. Их называют мародерами и обычно расстреливают. Люди, которые пытаются сделать состояние (в том числе и социальное) на смертях чужих людей в интернете - такие же мародеры. Расстреливать их не призываю, но руку не подам. Я уже не говорю о том, что мародерство как в реальной жизни, так и в виртуале может привести к очередным смертям.
К третьим я испытываю ненависть. Более того, за время изучения материалов я сформулировал для себя значение этого слова. Ненависть - это когда я когнитивно прорабатываю инстинктивное желание кого-нибудь устранить, убить и остаюсь при этом желании после проработки. Мысли о чужой смерти порой приходят в голову каждому (или это я один такой больной?) как неотчетливые образы, которые разумный человек тут же прогоняет со словами "Ну и бред же мне привиделся, тьфу, тьфу, тьфу". Здесь желание остается по причине расчеловечения участников. К тем, кто заманивает к себе людей с целью совершить убийство их же руками, у меня нет никакой жалости и сострадания. Это дело расследуется - и, надеюсь, будет расследовано.
К слову о,
Печать мировоззрения