От
прекрасного тёплого весеннего вечера в степях не осталось и следа. Небо затянула серая мгла, пошёл дождь.
В такое утро хорошо проснуться, глянуть за окно, сходить отлить и уснуть ещё на пару часов.
Все, кто находился в машине кроме меня, собственно, так и поступали.
Некоторое оживление в это хмурое утро внёс инспектор ДПС из посёлка Калач-на-Дону, выписавший штраф за оторванный накануне задний брызговик.
Волгоград начинается незаметно, что неудивительно, учитывая его немалые размеры и, по большей части, малоэтажную застройку. В Мумбаи в 30 раз большее население обитает на меньшей площади.
А вот по плотности памятников на квадратный километр Мумбаи остаётся далеко позади.
Невозможно пройти сто метров по центру Волгограда и при этом не увидеть стелу,
мемориал,
или голову Левитана в клумбе репродукторов.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного, учитывая, что здесь проходила Сталинградcкая битва - одно из самых масштабных сражений в истории человечества. Город был разрушен практически полностью, обе стороны потеряли по миллиону человек.
Бой шёл за каждый клочок земли. Здания, если не были сровнены с землёй, то были сильно повреждены.
Памятник Виктору Хользунову - один из немногих, которым удалось пережить войну. Постамент был разрушен, но скульптура уцелела.
Отдельное направление - монументы Ленину.
Есть экземпляры поменьше,
есть побольше.
В Красноармейском районе вовсе стоит МегаИльич высотой 57 метров. В Книге рекордов Гиннеса он значится, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку. Ещё один Ленин находится в здании Почтамта, ну а всего в Волгограде найдётся
не менее десятка изваяний вождя.
Ещё больше в Волгограде вот таких танковых башен на постаментах. Они расставлены по всему городу вдоль линии фронта по состоянию на 19 ноября 1942 года. В этот день началось контрнаступление под Сталинградом.
Военная тематика находит отражение в том числе и в мусорных бачках, напоминающих корпус БТРа.
Там, где памятника ещё нет, его обязательно поставят.
Сам город чист и опрятен, а на майские праздники ещё и наряден.
Следы советской эпохи не трогают,
а вот традиция белить деревья и бордюры к Первомаю, похоже, утрачена.
Время, в которое восстанавливался город, определило его архитектуру. Кругом сталинский ампир, в меру попорченный рекламой, пластиковыми окнами и кондиционерами.
Одна из фишек Волгограда - «
пьяный трамвай, заехавший в метро», единственный метротрам в России.
Поначалу всё достаточно буднично. Пассажиры «осуществляют посадку-высадку», и трамвай неспеша едет к следующей остановке.
Но в какой-то момент ВНЕЗАПНО гаснет солнечный свет, а вагон хорошенько прибавляет ходу.
Несущйся под землёй трамвай с девушкой за штурвалом - вполне себе неплохая завязка для фильма ужасов.
Click to view
Подземная «трамвайная остановка» очень похожа на станцию метро неглубокого заложения где-нибудь на окраине Москвы. Основное отличие - более короткая и низкая платформа. Ну и токоведущие провода, натянутые над путями. Чтобы уместиться в тоннеле, трамваю приходится поджимать пантограф.
Ну а дальше всё привычно - короткий эскалатор
с табличкой, запрещающей возить газовые баллоны на тележках и тыкать ломами в детские коляски.
Ну и, конечно, менты в вестибюле.
Помимо трамваев по городу можно перемещаться на городской электричке, автобусе или троллейбусе. Проезд по городу в 2008 году стоил 6 рублей (сейчас 8).
Водный транспорт тоже не ударил в грязь лицом. Есть рейсы даже на Крит.
На этом пока всё. В следующих частях читайте про
музей-панораму «Сталинградская битва» и
Мамаев Курган.