Пособие для путешествующих по Европе автопробегом

Dec 04, 2015 01:40




Мечтать об автопробеге по загнивающей Европе я начал много лет назад. В прошлом году мечту исполнил (аж дважды). Еще год собирался что-нибудь написать об этом, еще полгода - выложить. Конечно, что-то могло утратить актуальность, рубль тогда был другой, жизнь другая, да и вообще жить хотелось поболее. И тем не менее.

Пособие для путешествующих по Европе автопробегом.

1. Если очень хочется поехать дикарем по чужой европейской земле на авто, но таки боязно.

Не надо бояться. Подтяните свой английский предварительно, если что. Язык, как известно, до Киева доведет, как бы это не звучало для современного россиянина. Конечно, не факт, что в австрийской или французской глубинке вас поймут с первого раза, но тем не менее.


2. Спланируйте свой маршрут заранее. Или нет.

Согласен, в том, чтобы ехать наобум, куда глаза глядят, и ночевать на первой встречной поляне есть своя адреналиновая прелесть. Но, заранее бронируя номера на Букинг.сом, вы, например, можете неплохо сэкономить. В тот же Евродиснейленд, покупая билет заранее, можно выгадать треть стоимости. Навигатор на Гугл.Мапс дает неплохое представление о расстояниях и времени, необходимом на преодоление. Букинг.сом и Гугл.Мапс, в общем-то, и все инструменты, что мы пользовали при планировании.



3. Как пересекать границы внутри Шенгена?

Сначала проезжаете голубенький знак со звездочками по кругу "через 500 метров граница такого-то королевства/республики", потом проезжаете знак "граница такого-то королевства/республики". Всё. Иногда это случается посреди леса, иногда посреди деревни. Иногда на границе можно увидеть бывшие корпуса таможенного контроля, там все заброшено, и волки воют.



4. На чем ехать?

Можно поехать на своей машине. Но для этого придется преодолеть несколько тысяч километров сомнительного удовольствия езды по отечественным трассам, таможню, возню со страховкой, документами, соответствием евростандартам. Конечно, все это преодолимо, но сами решайте, нужно ли это вам. Мы решили, что нам не нужно. Оба раза брали машину напрокат в budget.cz.

Budget - американская компания, но имеет развернутую сеть по Европе. Причем от страны к стране расценки меняются, и Чехия в этом плане привлекательна. Плюс получить чешский шенген достаточно просто, авиабилет до Праги стоит бюджетно, и, вообще, для россиян Чехия сама по себе привлекательна.

Процедура следующая. Бронируете выбранную машину на сайте, указываете, где и когда хотите забрать, где и когда хотите вернуть. Это преимущество развернутой сети - можно взять машину, например, на вокзале в Праге, а вернуть, например, в аэропорту Амстердама. Ждете подтверждения. Заявляетесь в указанное время в указанный офис, показываете документы, водительские права и кучку денег, оплачиваете аренду и дополнительные плюшки - страховку для выезда за пределы страны, страховку на дополнительного водителя, аренда навигатора, детского кресла, цепей на колеса и т.д. На вашей банковской карте бронируется залог, в нашем случае около тысячи евро, бронь снимается где-то через 2-3 недели после успешного возвращения. Дальше выдают ключи и вперед, навстречу приключениям.

Первый раз мы брали Skoda Citigo, машинка замечательная для европейских улочек, но в горку ее приходилось подталкивать ногой, поэтому второй раз разорились до Opel Corsa, причем выдали новехонький, с пробегом в 200 км. И, конечно, никаких буржуазных автоматических коробок, только палки, все сурово и бюджетно.

Да, кстати, Budget.cz запрещает въезд в некоторые страны Восточной Европы.

Примечание. Еще есть русскоязычные прокатные конторы, ценник там конский, а машины берут у того же Budget.


5. Какие водительские права нужны?

Мои права образца 2007-го года спрашивали ровно один раз, при аренде машины. Никаких нареканий не вызвали. Для Европы вообще должно хватать обычных российских прав. Для экзотических стран и окончательной уверенности в себе можно заказать в ГИБДД международное водительское удостоверение за тысячу рублей. А в особо экзотических странах, говорят, и МВУ не поможет.



6. Чем там заправляются?

Топливом на любой вкус, super 95, premium 98, diesel, lpg (газ, кстати, машину на газу не везде пускают). Конечно, европейское топливо в полтора-два раза дороже российского, поэтому небогатые европейцы и мы предпочитаем там экономичные малолитражные машины, плюс это компенсируется компактностью дистанции и ровностью путей. Еще качеством топлива, что сказывается в малом расходе и практически полном отсутствии запаха у выхлопа. Реально, на оживленной трассе ничто не мешает вдыхать аромат рапсовых полей. Ну и там не принято выбивать ломиком катализаторы, глушить РОГ и т.д.

Цены на бензин еще сильно зависят от страны, поэтому при планировании маршрута я сразу прикидывал, чтоб, например, заправиться в Чехии, пересечь Германию и заправиться снова уже в Люксембурге. Зазорного в этом ничего нет, расчетливые немцы сами ездят заправляться за границу.

Бензоколонки там работают несколько иначе. Подъезжаешь, вставляешь пистолет - сразу начинает течь бензин. Течет до отсечки, или пока пистолет не достанешь.  Потом прыгаешь в машину и с криком «Выкусите, лохи европейские!» уносишься прочь. Вернее, идешь на кассу и расплачиваешься.

На крупных заправках возле колонки зачастую можно найти ведро с водой, щетку, химсредства и набор одноразовых перчаток. Не для того, чтобы увезти с собой в огород, а, чтобы по-быстрому протереть машину. Хотя после 5 тысяч км по разным дорогам и в разную погоду грязи на машине я так и не нашел, кроме налипших насекомых. Как это у них получается, не знаю.



7. Там же, поди, все дороги платные?

Нет, платными бывают в основном скоростные автобаны и спецобъекты вроде переправ, тоннелей, мостов. Как правило, у платных объектов есть бесплатная альтернатива в объезд, о чем вас обычно предупреждают знаки на подходе.

Вообще, на картах автодорог Европы страны выделяются тремя цветами. Первый цвет - где все дороги, включая автобаны, бесплатные (пример, Германия и Бенилюкс). Второй цвет - где для беспрепятственного проезда по автобанам нужно иметь на лобовом стекле виньетку с разрешением на действующий срок, покупается на ближайшей заправке (пример, Чехия и Австрия). Третий цвет - где оплата проезда по автобану, рассчитывается по конкретному километражу, то есть, заезжаешь через шлагбаум - получаешь талон, на выезде через шлагбаум вставляешь талон, получаешь счет, вытираешь пот и расплачиваешься (пример, Франция и Италия). Кстати, Россия на этих картах обозначена именно третьим цветом, да, у нас есть целых 300 км платных дорог.

Так что, при составлении маршрута сами решаете, хотите ли вы домчаться от Бельгии до Парижа за пару часов, или хотите не спеша колесить по французской глубинке, знакомясь с местным колоритом и вдыхая аромат рапсовых полей.

Кстати, проселочные дороги там примерно, как наши федеральные трассы, только покрытие лучше, и трафик меньше.

Примечание. Выше сказанное для легковых автомобилей, у грузовиков свой счетчик. У российских дальнобоев теперь тоже будет свой счетчик, чему они опечалились.



8. Какие там ПДД?

Вполне привычные. Ездить лучше на зеленый, пешеходов и помеху справа (если вы не в Британии) пропускать, под кирпич и через сплошную не соваться. Скоростной режим почти везде одинаковый: в населенном пункте 50 км/ч (не 60 и не 79), за населенным пунктом 90 км/ч, на автобане 130 км/ч. Выделилась только Германия, у них 130 км/ч не максимальная, а рекомендуемая скорость на автобане. Да-да, в Германии нет ограничения скорости на автобанах, потому что какой немец не любит быстрой езды. Вообще, мне говорили, что самое главное - не превышать в населенных пунктах, за этим следят зорко.

Также в разных государствах есть свои заморочки, вроде обязательного ближнего света днем, как в Чехии. Об основных отличиях в ПДД вас предупреждают баннеры на въезде. В тонкости отличий вдаваться, к счастью, не пришлось.

Если едете зимой, то можно напороться на требование, чтобы на машине с такое-то по такое-то стояла зимняя резина, причем не абы какая, а, например, шипы запрещены. Или наоборот - обязательны. Изучайте вопрос предварительно.



9. Как насчет бухать за рулем?

В среднем, допустимо 0.5 промилле. Но, к примеру, в пивной Чехии, вопреки стереотипам, сухой закон. Причем имейте ввиду: попасться выпившим - это одно, попасть выпившим в ДТП - это совсем другое, вы будете виноваты при любой дозе. Штрафы ощутимые, работать на них придется долго. Поэтому я решил не ломать голову и просто не испытывать судьбу.



10. Что насчет полицаев в кустах?

Полицаев в кустах я видел ровно один раз, в Австрии, на крутом спуске перед тоннелем. Но я не забывал, что нахожусь на территории полицейского образования, где за каждым моим неверным шагом следят скрытые камеры и гражданские стукачи, поэтому очень старался не косячить. Естественно, получалось наоборот. В Нюрнберге, например, завернули против движения на односторонку - примечательно, что сбежалось пол-улицы объяснять нам на трех языках, что едем не в ту сторону. В Нидерландах запутались на развилке, перескочили сплошную, подрезали фуру, получили порцию крепкого нидерландского мата. Под Крумловым не увидел красный свет и поначалу не понял, почему мне все бибикают. А сколько косяков я мог не заметить…

В общем, по возвращению домой с тихим трепетом ждал, что мне на почту пришлют ворох уведомлений о штрафах. Но как-то обошлось.



11. Какие там местные водители?

Перед поездкой читал, что среднеевропейский уровень водительского мастерства намного превышает российский. Как измерить, не знаю, но за 5000 км я видел всего две аварии, обе в один вечер, когда на автобан под Прагой обрушился ливень. Столько же аварий я потом насчитал по дороге из аэропорта Кольцово домой, причем аварии тупые - там в зад приехали, там полосу не поделили.

Хотя, что считать аварией. Парижан, например, мало смущает, если при парковке задели чужой бампер. А если у чужого бампера были немецкие номера, так это вообще героический поступок. У меня чешские номера были, но все равно… боялся оставлять машину на романтических парижских улицах. Благо там свободных парковочных мест и не найти было.

Важно помнить, что благодарить/извинятся аварийкой и уступать дорогу дальним светом там не принято. Аварийку мог включить, например, когда резко на автобане сбрасывают скорость. Дальним светом предупреждают, что я тут, мол, еду. Один раз так чуть не влип, поворачивал налево, и вдруг встречный водитель, добавляя газку, моргнул дальним. Сработал рефлекс с Родины, думаю - пропускает, сейчас как топну. Хорошо, что к дискуссии подключился беспокойный внутренний голос, обошлось.

12. Много ли там геев на дорогах?

Если речь о гомосексуалистах, то я не в курсе. Строго говоря, моя персона ни у кого не вызывала сексуального интереса. Даже как-то обидно. А ведь, следуя отзывам соотечественников, готовился отбиваться от превосходящих толп меньшинств двумя сковородками.

Если же речь о автохамах, то иногда встречаются, плотность зависит от региона. В Германии, говорят, раньше было принято хамить и шугать с дороги тех, кто едет медленнее тебя. Пока один торопящийся немец не начал шугать молодую мать с ребенком, та занервничала, неловко дернула рулем, в итоге размазалась по автобану тонким слоем. После этого Германия объявила войну шугунам, упомянутого немца публично взяли за зад, высекли, залепили огромный штраф. Германия, говорят, страна небольшая, до всех быстро дошло.

Хотя я их не очень понимаю, на шестиполосных автобанах, казалось бы, места должно хватить всем.

Зато в Италии дороги уже, и темперамент другой. Только я, понимаешь, заехал в Италию и пошел на неспешный обгон фуры на своей коробчонке, как сзади подлетело «Феррари», начало жарить меня фарами и дудеть в дуду, чтобы я немедленно бросился с его дороги под колеса фуры или на ограждение, или еще куда. Похожий случай был только во Франции, а больше случаев хамства и не припомню.

А в Австрии я стал свидетелем необычного дорожного явления. Попали под Линцем в вечернюю пробку, и тут… правый ряд машин вдруг прижался вправо, левый - влево, между ними образовался по сути третий ряд, в который никто (НИКТО!) не щемился. Мое предположение - так они создали свободную полосу для движения экстренных служб. Если это так, то вот он, высший уровень водительской сознательности (у меня есть фотосвидетельство).



13. Вы не спрашивали, но я напишу - про велосипедистов.

Должен предупредить, европейские велосипедисты, в отличие от отечественных, чувствуют себя полноправными участниками дорожного движения. А в странах вроде Дании, Нидерландов и Бельгии так и вовсе доминирующими. Поэтому, если вы начнете по отечественной привычке их поджимать или подрезать, или пугать в спину дудками, или, не приведи Господь, вылезать на отведенные им велодорожки, они будут крайне недовольны. А недовольный европеец может и полицию вызвать. Если это не сам полицейский на велосипеде.




14. Как быть, если приспичит в дороге?
На проселочной дороге работает классический вариант - притормозить у кустиков. На автобане так вряд и получится*, следите за щитами, которые сообщат, через сколько км будет придорожный кемпинг-заправка-кафе-магазин, и какие удобства нас там ждут. И тут  Германия однозначный лидер по количеству кемпингов. В кемпинге нас (абсолютно бесплатно) ждут столики для еды и отдыха, мусорные баки, площадки смотровые за местными красотами, и, конечно, самое главное - относительно чистые общественные туалеты. Причем с бумагой, мылом и роботизированные. В одном я попался, как в анекдоте - зашел, справился, а как смыть непонятно. Потыкал пальцем во все, что напоминало кнопку или сенсор - не помогает. Памятуя анекдоты, помыл руки с мылом и высушил феном - не помогает. Уже в отчаянии решился сбежать, щелкнул щеколдой - зашумел смыв. Эмоции не передать.

Ну, а если вас не устраивает относительная чистота, то на трассе можно найти туалеты-роботы, которые за полевро сами себя стерилизуют.

Еще я у немцев видел условно-бесплатные туалеты - вход свободный, а на выходе стоит блюдечко и табличка: будем благодарны, если вы поблагодарите нашу уборщицу звонкой монеткой. Иногда для пущей эффективности рядом сидит бабушка и улыбается тебе. Впрочем, бить халявщиков шваброй она не будет - проверено.



15. *Не получится, потому что заборы.

Большая часть автобанов обнесена сплошным забором. На неподготовленную русскую психику действует угнетающе, чувствуешь себя как в загоне. Забор вокруг каждого двора норма, а вот вокруг дорог нет. Особенно, когда едешь мимо какого-нибудь живописного леса, кажется, так бы и тормознул, и пошел бы по грибы - ан нет, забор, будто заранее боятся, что я им живопись нарушу.

Назначение заборов внезапно стало понятно в Бельгии, где мы вдруг выехали на почему-то открытый лесной участок, и на дороге печально замелькали раздавленные зверушки. Тут же стало понятно и назначение странных мостов, поросших травой и деревьями, это натуральные лесные переходы для зверушек.



16. Как не заблудиться?

Мы брали с собой Навител, но что-то мы с ним не сработались, он периодически сбрасывался и предлагал ехать по полю. Гугл Мапс  выдавал более адекватные маршруты и был куда осведомленнее о пробках, ремонтах дорог и платных проездах. Только не забывайте сохранять карты ГМ для оффлайн режима. Ну и надо периодически подкармливать ГМ свежим интернетом.

Думали купить интернет-симку с евро-роумингом, но, прикинув цены, решили перебиваться бесплатным вай-фаем в гостиницах и ресторанах. Предупреждаю, чем западнее в Европу, тем сложнее найти «фри спот». Тогда мы еще не знали о всяких мобильных приложениях типа «Wi-Fi Maps», где можно найти пароль от ближайшей известной сети.

Также научитесь воспринимать дорожные щиты, иногда они весьма подробны, а иногда это просто надпись, например, «Ausfahrt» (съезд) и номер трассы. Будете долго вспоминать нужный номер, следующий съезд будет через 50 км.

Еще на дорогах постоянно попадаются характерные коричневые щиты - это указатели на местные достопримечательности.



17. Если вдруг поедете - счастливого пути!


автопробег, евротрип

Previous post Next post
Up