Давно я не брал в руки шашки, желания не было. А тут посмотрел кино отечественного производителя «Поддубный», и желание вдруг появилось.
Не скажу, что кино плохое. Из серии «Мы, главное, вам напомнили, а кому надо, разбирайтесь сами, как было на самом деле». Сценарий простоватый, вполне лубочный, из двух сюжетов по мотивам биографии Поддубного (далее просто П.). Вот (1896-1906) Поддубный-Пореченков из простого зрителя цирка превращается в профессионального борца, супротив воли отца, с изнурительными тренировками выходит на мировую арену, сталкивается с ее изнаночной подлостью, чуть не ломается, но не ломается, мирится с отцом и берет реванш. Параллельно второй сюжет: П. 20 лет спустя, во время своих гастролей по США, стареющий душой, но не телом, покоряет грешный американский континент, но снедается тоской по Родине, бросает своих сомнительных компаньонов-капиталистов, вместе с ними приходится бросить честно заработанные миллионы и отплыть третьим классом в свою уже Советскую Россеюшку.
За романтическую часть в фильме отвечает Екатерина Шпица, прообразом для нее послужила Маша Дозмарова, одна из подруг П., миниатюрная цирковая эквилибристка, с немного предсказуемым финалом.
В общем, трагичность судьбы П. несколько ощущается. Натурные съемки выглядят убедительно и весьма симпатично. И снимал этот великорусский лубок, вопреки имеющемуся заблуждению, не Великий артист Мигалков, а Глеб Орлов, автор народного хита «Яйца Судьбы».
И вроде все просто и хорошо, но часто в такой простоте скрывается изрядная доля хитропопости.
Главная тема спекуляций и срачей - конечно же, национальная принадлежность П. Дело в том, что г-н Пiддубний родился вна Украине и считал себя украинским казаком. При Советской власти предпринимались попытки полностью русифицировать его, но Пiддубний возражал. Лишь после смерти он перестал возражать и окончательно превратился в русского богатыря Ивана Поддубного, против чего сейчас возражает собственно Украина. Наш фильм держит марку, и слово «Украина» не встречается ни разу. Даже намеков нет, Поддубный-Пореченков бодро лопочет по-русски без всякого акцента. Думаю, теперь более-менее понятно, почему сия лента была лишена прокатного удостоверения вна Украине.
«Поддубный - человек огромной силы и такой же глупости», - говорил о нем Александр Куприн. Конечно же, в фильме этой цитаты нет, зато неоднократно повторяется, что Поддубный есть олицетворение русской природы. Такой здоровый, простодушный, наивный, преданный Родине, не сломленный и не совращенный тлетворной чужбиной. В то же время огромную часть биографии о жизни П. на Родине оставили за кадром.
По фильму после пресловутого поражения от злопакостного француза ле Буше у П. случилось что-то вроде ступора, из которого он чудом вышел. Ступор у него и, правда, был, только много позже, в 1920-м. Когда опупевший от Гражданской войны, лишившийся заработанного имущества П. узнал, что его жена сбежала от него с любовником, прихватив его золотые награды.
О жизни П. в Советской стране ходит много разных баек, но все сходятся в том, что последние годы жизни он провел в Ейске, в нищете, при всех честно заработанных миллионах на счету в нью-йоркском банке.
Говорят, немцы во время оккупации Ейска предлагали П. уехать в Германию тренировать немецких спортсменов, но он патриотично отказался. Другие говорят, что предлагали ему на самом деле раньше, еще в 39-м году. Советская власть тогда привезла П. в Москву, обцеловала и повесила на грудь орден Трудового Красного Знамени, чтобы его отказ звучал убедительнее. В итоге, во время немецкой оккупации многократный чемпион мира работал вышибалой в бильярдной. Зато, говорят, последний раз в жизни кушал досыта, и немецкие солдаты даже якобы хвастались друг перед другом: «А меня вчера сам Поддубный за шиворот выкидывал!»
Умер П. в 1949, но соцсоревнование по строительству памятников на могиле П. в Ейске не задалось по началу, только после того, как корреспонденты BBC побывали на могиле и отметили ее запущенность.
Вообще, после Поддубного мне животрепещуще вспомнилась биография совсем другого гения эпохи - Льва Термена. Может, когда-нибудь и про него снимут фильм. Правда, Лев Термен был еврей, и Сталинскую премию получал, будучи запертым в туполевскую шарагу, а оставшуюся половину жизни провел на коммунальной свалке истории. Впрочем, уверен, при должной сноровке можно заснять что-нибудь патриотическое.