Ничего съедобного

Nov 12, 2013 14:16

По данным НИИ питания РАМН, от трети до половины всех заболеваний россиян связано с некачественным питанием. Считается, все из-за того, что экономят на еде, но это не так: в России тратят столько же, сколько, например, в Венгрии или Чехии (около 5-7 тыс. руб. в месяц на человека). Однако получают за эти деньги продукты куда более низкого качества.

Не случайно жители приграничных территорий ездят за едой в чужие края. По 10 кг мяса и творога на человека в месяц из Польши привозят многие в Калининграде. А из Санкт-Петербурга и Карелии едут в Финляндию - не потому, что дешевле, а потому, что вкуснее. Москвичи спасаются кто как может: делятся адресами магазинчиков с "настоящими" мясом и овощами, заказывают фермерские продукты в интернете. Тем не менее доля покупок в сетевых магазинах с каждым годом растет - разве что в Москве медленнее отказываются от походов на рынок, чем в регионах (см. график 2).
Движение в защиту прав потребителей "Хрюши против" нашло испорченные продукты и в самых дешевых магазинах, и в самых дорогих

Руководитель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков качеством продуктов в сетевых магазинах недоволен. "Грибы делят на съедобные, условно съедобные и несъедобные. Так вот в Москве большинство продуктов - условно съедобные. Совсем испорченных или опасных для здоровья продуктов в Москве уже практически нет,- обнадеживает он.- Не умрете, но от сознания, что в Евросоюзе такими продуктами свинок кормят, приятнее не становится".

Про качество - неинтересно

Основную причину низкого качества продуктов эксперты видят в законодательстве. Технические регламенты все еще позволяют производителям на продукте без грамма мяса написать "колбаса", а на молочном напитке, разведенном из сухого порошка,- "молоко". С упразднением в 2003 году ГОСТов примерно из 400 обязательных для исполнения технических регламентов осталось 28, все остальное - на усмотрение производителя.

"Даже за соблюдением обязательных к исполнению техстандартов, по сути, никто не следит,- утверждает Михаил Аншаков.- Роспотребнадзор, который мог бы этим заниматься, занят совсем другими вещами: эта организация работает скорее как подразделение МИДа, им не до защиты прав потребителей".

Ситуацию могли бы улучшить сами ритейлеры, если бы сотрудничали только с производителями качественного товара. Однако на данный момент, по утверждению большинства экспертов, поставщики конкурируют между собой только в цене, и это касается всех сегментов торговли.

"Это неправда, что ритейлеры совсем не задумываются о качестве товара,- пытаются оправдать продуктовые сети в организации "Ростест-Москва", занимающейся сертификацией продукции и лабораторными исследованиями.- Ритейлеры ежемесячно присылают нам на лабораторные исследования продукцию своих поставщиков. По ним бывают и отрицательные заключения, которые порой приводят к тому, что не всех пускают в сети".

"Ритейлеры и правда уже давно создают свои отделы контроля качества, но это совсем не помогает,- говорит Аншаков.- Понятно же, что тестовые образцы от поставщиков всегда идеальны. Не секрет, что на производствах всегда есть специальная партия тестового товара - натурального и вкусного. Но вот как только тест пройден, поставлять начинают черт знает что".
Импортеры утверждают, что на бескрайних российских просторах производить качественные продукты еще не научились

"Да кому это качество вообще нужно?! - сокрушается Олег Иванцев, год тому назад продавший свой мясокомбинат в Свердловской области.- Помню, когда начинал, в колбасу клал по минимуму всех консервантов и ароматизаторов. И что? Собираю фокус-группу, и мне люди говорят, что невкусно: ни цвета, ни запаха. Я туда красителей и усилителей вкуса побольше - говорят: вот теперь - да, то, что надо". По словам Олега, покупатели сами виноваты в том, что им продают некачественный продукт: "Гонятся за тем, что подешевле, и думать не хотят, что натуральная свежая колбаса никогда не будет стоить меньше 700-1000 руб. за килограмм".

разное, еда, здоровье

Previous post Next post
Up