Натюрморт с цветочным горшком, обвязанным черной лентой. 1984. Оргалит, масло. 58,3 x 56,5.
"Красота - не столько свойство самого предмета, сколько результат нашей любви к нему."
Краснопевцев Дмитрий Михайлович (1925-1995)
Д. Краснопевцев. Автопортрет.
Дмитрий Краснопевцев одился в Москве 8 июня 1925. В 1942-1943 и 1945-1946 учился в Московском областном художественном училище Памяти 1905 года. В 1943-1946 служил в рядах Советской армии на Дальнем Востоке. После демобилизации окончил училище и работал учителем рисования в средней школе. Окончил Художественный институт имени В.И.Сурикова (1955), где среди его наставником был М.А.Добров, мастер миниатюрного офорта. Около двадцати лет работал в «Рекламфильме».
"Ранние офорты и живописные картины Краснопевцева меланхолически-романтичны. В конце 1950-1960х годах главным жанром для него стал «метафизический натюрморт», совмещающий традиции символизма и сюрреализма, - с простой, часто сломанной керамической утварью, сухими растениями, раковинами; эти своеобразные «черепа вещей» воспринимаются как поэтические символы Бренности, напоминающие об ирреальности окружающего мира."
http://www.svoykrug.com/Artists/krasnopevcev.html
Дом на пустыре. Офорт. 1953.
Офорт. 1950-е.
Московский дворик. Холст, масло. 1950-е.
Натюрморт. Масло. 1950-е.
Его картины не имели открытого политического содержания, но после того, как в 1956 году американский журнал Life опубликовал один из его натюрмортов, Краснопевцев был подвергнут резкой критике в советской печати, обвинен в формализме и изгнан из Союза художников. Он потерял свою государственную мастерскую и возможность принимать участие в официальных выставках в СССР на протяжении 1960-х и 1970-х годов.
Натюрморт. 1950-е.
Без названия. 1960. Картон, масло.
Лестница. 1960. Картон, масло.
Буржуйка. 1960
Холст, положенный на дерево, масло.
Натюрморт, камни, черепа. 1962. Холст, масло.
Завернутые предметы. 1963.
Стеклянный сосуд с водой и раковины. Весы. 1967. Оргалит, масло.
"Искусство строится на контрастах - прямого, кривого, изогнутого, теплого, холодного, если говорить о цвете, и т.д. В этом и есть гармония. Гармония отсутствует в абсолютном однообразии. В Японии построен храм, в котором все симметрично, но есть одно нарушение этой симметрии, и вот это нарушение и создает гармонию. Гармония есть противопоставление. В музыке: минор - мажор, в цвете: белый - черный, красный - зеленый. Все на контрастах, на противопоставлении, и из него только рождается гармония. Иначе возникнет что-то нудное и ужасное и для глаза, и для слуха, и для чего угодно. Я стараюсь строить гармонию на соотношениях форм, скорее на контрастах форм, одним словом - на композиции. А какая может быть композиция из одной прямой линии? Она требует какого-то контраста. Великий художник Делакруа говорил в свое время, что композиция строится в форме Андреевского креста. Что такое Андреевский крест? Это буква Х. Почему? Потому что в нем заключены противоположности, они необходимы для построения любой гармонии. И если мы присмотримся, мы убедимся, что все, что нам нравится, состоит из противопоставлений, из которых и рождается гармония."
Ерест из камней. 1967.
Кувшины в земле. 1969. Оргалит, масло.
Натюрморт со стрелами. 1969. Оргалит, масло.
"Округлые, крепкие объемы кувшинов на нейтральном фоне вылеплены с редким пластическим чувством. Изолированные художником от всего окружающего, они живут своей собственной замкнутой жизнью. Глубокая сосредоточенность на выявлении формы простых и вечных предметов создает иллюзию отсутствия времени и пространства. Серебристый свет выявляет контуры сосудов, увеличивая их материальную осязаемость. Торжественности добавляет сумеречная холодность палитры."
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2332
Пять разбитых кувшинов. 1972.
"Несовременные или вневременные предметы более вечные, они меньше говорят о маленьком отрезке времени. Что такое глиняный кувшин? Я не знаю, сколько тысячелетий люди делают глиняные кувшины. Это и потребность, и вечная форма, которая, меняясь, оставалась незыблемой во все времена в разных странах. Идея кувшина родилась вскоре вслед за человеком, а может быть, и одновременно с ним. Кувшин, сделанный и сегодня, и в Древнем Египте несет мало информации о времени, а магнитофон, телефон - это наш век.
Существует, как известно, и беспредметное искусство, но предметное для меня предпочтительнее. Прежде всего из-за любви к предметам, которые когда-то я много рисовал с натуры. Треугольник, круг, линия, точка - это тоже своего рода предметы, на них можно строить гармонию, но мне лично удобнее и сподручнее оперировать предметным миром, поскольку через предмет легче выражать чувства, положения, мысли. В моем выборе предметов есть некое предпочтение: не должно «лезть» определенное время, даже география - это меня совершенно не интересует."
Сосуд с водой, камнями и раковинами, закрытый сверху большой раковиной. 1978. Оргалит, масло.
Кувшины на блюде. 1973. Оргалит, масло.
Равновесие. 1975.
В 1975 Краснопевцев принимал участие в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве.
Только в 1976 принят в Горком графиков, в 1982 - в Союз художников СССР. При этом он был одним из первых художников Советского Союза, получивший известность на Западе. Большое значение для художника имело знакомство с Георгием Костаки, собравшим большую коллекцию его работ. В годы перестройки Краснопевцев стал первым художником, удостоенным новой, «неформальной» премии «Триумф» (1993).
"В его мастерской все: осколки керамики, камни, книги в потертых переплетах, древние сосуды - было расположено в известном только ему порядке. Так было в мастерской на Остоженке, затем в Черемушках."
http://kupitkartinu.ru/painter/93/
Д. Краснопевцев. Фото - А. Брусиловский.
Интерьер комнаты Д. М. Краснопевцева.
ГМИИ им. А. С. Пушкина. Музей личных коллекций. Москва
___________________________________________________________________
Работы 1940-60-х годов:
http://www.svoykrug.com/Artists/krasnopevcev.htmlРаботы 1970-80-х годов:
http://artgals.info/art/artist/krasnopevcev/vse-stranizy/Графика:
http://www.art4.ru/ru/artists/detail.php?ID=375Из бесед с художником Дмитрием Краснопевцевым:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7416.phpИз записок разных лет:
http://if.russ.ru/issue/1/vernisazh.html http://www.aktis-gallery.co.uk/http://artinvestment.ru/invest/analytics/20090403_sothebys.htmlhttp://forum.hq4u.org/topic/29800/page__s__b5f6962e1d2a23dfcd745dafae57dd00http://tsukanov-art-collection.ru/artist.html?id=140http://selfportrait-1.livejournal.com/10838.html Dmitry Krasnopevtsev (1925-1995) is perhaps the most classical of soviet informal artists, whose ‘metaphysical’ still lifes from the late 1950s and 1960s, have a quietly surreal flavour that bear comparison with the Italian painter, Giorgio Morandi.
His paintings have no overt political content, yet in 1956, Life, the American magazine, reproduced a still life for which he was denounced as a traitor by Russian newspapers and expelled by the Artist’s Union. He lost his state workshop and any chance of taking part in official exhibitions in his own country throughout the 1960s and 1970s and was forced to exhibit unofficially. In spite of this, D.Krasnopevtsev’s paintings were bought by well known collectors such as George Costakis and in 1967, the Museum of Modern Art, New York, bought several works. In 1988, he had a one-man show at The Central House of Artists, Moscow, and, five years later, his work was exhibited at the State Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow.