"Мастерские гравюры" Альбрехта Дюрера

Mar 08, 2011 22:58



Фрагмент гравюры на меди А. Дюрера "Меланхолия I" (1514).

Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди. В серии гравюр на дереве он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики ("Апокалипсис" (1498), "Большие страсти" (около 1497-1511), "Жизнь Марии" (около 1502-11) и "Малые страсти" (1509-11)).
В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл к своим высшим достижениям в трёх, так называемых "мастерских" гравюрах (1513-14): "Меланхолия I", "Всадник, смерть и дьявол", "Св. Иероним". В них Дюрер выступает не как техник или иллюстратор заранее данных ему тем, а разрабатывает свою тему, свое содержание.




.....

.....



Мне посчастливилось увидеть оригинальные отпечатки этих гравюр на выставке уникального собрания европейской гравюры из коллекции Василия Николаевича и Николая Васильевича Басниных в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Потрясающие работы. Небольшие по формату отпечатки (ок. 24 × 19 см) переносят в разные вселенные, наполненные символами, которые сегодня непросто разгадать. Но помимо символического значения, каждая из этих гравюр отличается переданной с удивительным мастерством атмосферой.

Комментарий к этим трем работам объединял их в серию аллегорических изображений «темпераментов». Здесь я собрала понравившиеся мне цитаты об этих гравюрах. Буду рада дополнением.
________________________________________________________

"Меланхолия I"



Изображение можно увеличить.

Во времена Дюрера различали три типа меланходии.
К первому относили людей с богатым воображением, это - художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип - люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
Надпись на гравюре «MELENCOLIA I» свидетельствует о том, что речь идет о первом типе меланхолии.

"Меланхолия - это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь - предвестник сумерек и одиночества - усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы." http://smallbay.ru/article/durer02.html

В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений сочетается со средневековой фантастикой и суеверием. "Дюрер как раз в эти годы, при дворе Максимилиана и в домах нюрнбергских интеллигентов-гуманистов, знакомился с учениями спекулятивной и порою мистической философии своего времени. Он не мог не знать о спорах между Рейхлином и вельможными католическими богословами из-за старинных еврейских книг, в числе приближенных двора Максимилиана он мог лично встретить не только Стабиуса, но и алхимиков и чудодеев, типа Агриппы из Неттесгейма или того самого доктора Иоганна Фауста, который оказывается, согласно исследованиям новейшей науки, возможно, реальной исторической личностью." А. Сидоров

Детали изображения и символика

* На переднем плане гравюры - крылатый Гений в образе женщины в одежде горожанки, сидит, подперев левой рукой голову, украшенную венком, взгляд устремив вдаль. На коленях застёгнутая книга, в правой руке циркуль. На поясе связка ключей и два кошелька.
* На мельничном жернове сидит Путто. Мальчик с крыльями, в искусстве барокко и ренессанса - символизирует предвестника земного или ангельского духа. Задумчиво пишет стилем на восковой дощечке.
* Вокруг центральной фигуры хаотично разбросаны: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.
* У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит борзая собака.
* На стенах сооружения весы, часы (песочные и солнечные), колокол и высечен магический квадрат. К задней стене постройки по-эшеровски приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.
* В небе радуга, а низко над горизонтом - лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Оскаленное крылатое существо несёт полотнище с названием гравюры.
* Сфера и многогранник-ромбоэдр, боковыми гранями которого являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников; двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам. Вспоминаются нюренбергские граверы второй половины 16-го века с их начертательными геометрическими фантазиями.
* На стене изображен магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также, что удивительно, в каждой четверти (даже в центральном квадрате) и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика внесены исправления - цифры деформированы... http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%28%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%29

"Магический квадрат имеет древнекитайское происхождение. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (ок. 2200 до н.э.) из вод Хуанхэ (Желтой реки) всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы (рис. а), и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату, изображенному на рис. б. В 11 в. о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии, где в 16 в. магическим квадратам была посвящена обширная литература. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 в. византийский писатель Э.Мосхопулос. Первым квадратом, придуманным европейцем, считается квадрат А.Дюрера, изображенный на гравюре Меланхолия 1.
Магическим квадратам приписывали различные мистические свойства. В 16 в. Корнелий Генрих Агриппа построил квадраты 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го, 8-го и 9-го порядков, которые были связаны с астрологией 7 планет. Бытовало поверье, что выгравированный на серебре магический квадрат защищает от чумы."


http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MAGICHESKI_KVADRAT.html
_______________________________________________________________________

"Всадник, смерть и дьявол"



Изображение можно увеличить.

"«Всадник» Дюрера едет на медленно шагающей лошади влево, на нем полное военное вооружение, латы, шлем. Но «Всадник» Дюрера не «рыцарь» (как обычно и неправильно называют гравюру). У него нет щита и герба; на плече он держит пику. Рядом с его лошадью бежит собака, простой дворовый пес. Голову лошади всадник украсил пучком дубовых листьев. У всадника немолодое, сильное, изборожденное складками лицо. Это вполне реалистический образ наемного солдата. Он прост и сдержан, замкнут в себе, он спокойно едет свой дорогой. Наперерез коню из глубины леса показывается новый всадник. Он едет на тощей лошаденке, на нем саван: это смерть в образе «дикого человека». Он подымает руку с песочными часами (кстати сказать, Нюрнберг был известнейшим центром по изготовлению песочных часов, производство которых было засекречено): «час настает». Сзади первого всадника из ущелья подкрадывается фантастический дьявол во свиным рылом, протягивает за спиной к нему отточенный коготь. Но ни дьявол, ни смерть не могут смутить бесстрашного всадника." А. Сидоров

Смерть, Дьявол, и пейзаж, всё, изображено в мрачных тонах. Оба персонажа угрожают всаднику, но он защищён броней, что может символизировать неколебимость его веры. Эта гравюра, как считает большинство историков искусства связано с публикациями голландского гуманиста и богослова Эразма Роттердамского в «Enchiridion militis Christiani» (Руководство христианского солдата). Гравюру также можно рассматривать в свете слов Псалма 23: «Даже если иду долиной тьмы - не устрашусь зла, ибо Ты со мной».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C,_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%BB
_____________________________________________________________________

"Св. Иероним"


Изображение можно увеличить.

На гравюре «Иероним» изображена "уютная, озаренная солнцем комнатка бюргерского жилья. Здесь тепло и мирно. Деревянный потолок, толстые стены, скамьи с подушками на них, книги, какая-то утварь; песочные часы, которые в гравюре «Всадник» были даны в руки смерти, здесь висят на стене. В глубине комнатки за пюпитром работает - пишет медленно и кропотливо - лысый старик. Но на переднем плане дремлет большой лев - атрибут блаженного Иеронима, «отца» христианской церкви. Рядом со львом спит маленькая собачка.
В окна, снабженные мелкими и крупными стеклами в свинцовой оправе, льются лучи солнца; это один из самых ранних, и не только в творчестве Дюрера, опытов разрешения проблемы освещения." А. Сидоров




http://gravures.ru/publ/gravjury/a_sidorov_masterskie_gravjury_djurera/3-1-0-9
http://www.mathe.tu-freiberg.de/~hebisch/cafe/duerer.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%28%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%29

graphic arts, germany, etching, expositions, xvi

Previous post Next post
Up