Сциентистский парадокс Эпименида

Jun 23, 2021 23:11



Сциентизм есть абсолютизация естественнонаучного подхода, провозглашение его как универсально верного пути познания последних причин и сущностей. Поскольку в естествознании движение подчинено закону и слепой случайности, субъект же априорно исключен из поля зрения, то первейшим следствием сциентизма является объективация субъекта, отрицание свободы его воли: никакой свободы воли естествознание не знает и знать не может по самой своей сути. Честные сциентисты так прямо об этом и пишут: свобода воли, возможность выбора иллюзорны; каждый шаг отчасти предопределен законом и доопределен слепым случаем. Меня несет неведомая сила, и я ни на йоту не могу ничего изменить, всякая к тому попытка есть реализация предопределенности, с наложением на нее бессмысленных случайных флуктуаций. С другой стороны, вся моя жизнь все же состоит из целесообразной деятельности, в неизбежном предположении свободы выбора. Таким образом, признавая сциентистскую картину мира, я должен признать ложность неизбежных постулатов мышления, основанных на моей свободе. А коли постулаты неизбежны и одновременно ложны, я фундаментально и безысходно обманут, и даже сознание этого обмана бессильно разорвать его путы. Ну а раз так, какую же истину я вообще могу искать, плотно опутанный этой сетью ложного? Строго говоря, я вообще ничего не могу, я лишь щепка, бросаемая волнами рока туда и сюда. Да, у меня в представлении может возникнуть даже и фрагмент истины, но лишь как элемент случившегося со мной, ибо моя субъектность абсолютно бессильна, ее возможности иллюзорны. Здесь обессмысливается вся этика, притом любая, право, любые цели и смыслы жизни. Истина тоже обессмысливается: что мне с нее, даже если она со мной и случится? И как я, несомая неизвестно чем и неизвестно куда щепка, могу хотя бы и просто, пусть и бессильно, знать, что из моих представлений истинно, а не есть лишь одна из заморочек атомов мозга и прочих сил природы? Чему вообще можно доверять в той ситуации, когда само понятие доверия обессмыслено и дискредитировано? Ну а раз так, то бессмысленно доверять и наукам, любым их представлениям, в том числе и об отсутствии свободы воли.

Таков парадокс лжеца Эпименида, лежащий в ядре сциентизма. Античный критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы. Из его слов с уверенностью можно заключить лишь одно: прав Эпименид или нет, доверять ему нельзя; он рубит доверие к себе на корню.

Более подробно мы с Левой обсуждали этот вопрос в эссе "Мойра и Илифия Генезиса".

На ФБ: https://www.facebook.com/fireflect/

сциентизм

Previous post Next post
Up