- нередко эти позиции отождествляются, явно или неявно. Но это неверно; между ними громадная разница.
Рационалист критичен к фактам и гипотезам, он стремится избежать иллюзий, всех видов обмана и самообмана, он нацелен на критическую проверку всех видов данных и представлений, выяснению оснований всех утверждений. Но этим дело не ограничивается; ибо задачей рационалиста является не критика сама по себе, а продвижение в познании. После всех проверок и сомнений, рационалист принимает лучшие из неопровергнутых теорий, полагается на них, делает выводы, строит планы, действует в согласии с ними, снова осуществляя проверки и корректируя гипотезы и представления, итд. Рационализм - познавательная установка движения к истине, основанная на единстве дополнительных начал, критицизма и опоры на полагаемое (reliance). Оба из них важны. Именно так устроено научное познание.
Можно, однако, спросить - на чем основано само убеждение в ценности и значении рационализма? Оно основано на определенной вере, априорной, непроверяемой никакими фактами, но являющейся необходимым условием рационального познания. Ее можно назвать верой в разум. Эта вера может быть некритически принята, как оно обычно случается у людей науки, не задающихся вопросами о ней, а действующими на ее основании. Но она может быть и отрефлектирована, и поставлена под вопрос о своем собственном основании. И тогда в результате размышления человек может установить необходимый метафизический базис, картину мира, требуемую условием разумности самой рационалистической веры. Вера от этого не становится доказанной, но перестает быть поверхностной, доходит до своего завершения, терминуса, обретая адекватную себе онтологию. На этом пути Декарт, например, приходил к выводу о существовании Бога и к тому, что Бог не обманывает. Ту же идею Эйнштейн выражал как "Господь искусен, но не злонамерен", видя в метафизике Спинозы необходимое условие интеллектуальной любви к Богу, движущей рациональным познанием.
В отличие от рационалиста, скептик ни на что не полагается, ничему не доверяет и ни во что не верит, за исключением разве что уверенности в правоте своего скептицизма. Скептик указывает на недостаточную надежность фактов и теорий (что в определенном смысле верно) и иррациональность любой веры (что ложно). Иррациональна как раз позиция скептика, ибо она бесплодна. Скептицизм - позиция интеллектуальной трусости и бессилия. Неудивительно, что среди отцов науки всех эпох не было ни единого скептика. Вера имеет свой критерий истины - по плодам их узнаете их.
О вере в разум, в отличие от культа разума:
https://snob.ru/profile/27355/blog/63932