Произошло ли самое важное мировое событие этой недели в Москве?

Mar 25, 2016 23:15


Макс Фишер из Vox news отмечает, что на этой неделе было много важных событий: теракт в Брюсселе, визит Обамы на Кубу и в Аргентину, ракетные испытания в Северной Корее, новая политика Европы по отношению к беженцам, выступления кандидатов в президенты США в AIPAC и уничтожение министра финансов ISIS. Тем не менее вполне возможно, что самое важное по последствиям событие произошло в Москве.

Речь идет о планах Москвы резко увеличить налоги на нефтяную промышленность.

Когда нефть стоила $100 за баррель, $74 уходило в казну. Добыча и транспортировка стоили около $15, что оставляло компаниям $11 прибыли. Сейчас при цене в $35 за баррель, налоги составляют около $17. Стоимость добычи и транспортировки упала меньше, так что прибыль теперь $3.

Налоги с нефти и газа составляют около половины бюджета России, продолжает автор. Поэтому падение налогов с $74 до $17 вызывает необходимость поднять ставку налога; говорят о дополнительных 11 миллиардах долларов в новых налогах. Проблема в том, что далеко не все прибыли нефтяных компаний уходят на нефтяной эквивалент железнодорожных шубохранилищ: значительная часть тратится на разведку и разработку новых месторождений. Проедание этих денег равносильно проеданию посевного зерна. Министерство энергетики России предсказывает, что в итоге добыча нефти к 2035 году упадет вдвое. Это означает, что через некоторое время даже повышение цен на нефть не спасет экономику России: будет просто нечего продавать.

Это напоминает спираль 1980-х годов, когда падение цен на нефть привело к необходимости извлечь дополнительные деньги из нефтяной промышленности, что в свою очередь привело к падению добычи и еще большему уменьшению поступлений.

Автор рассматривает несколько возможных последствий при реализации худшего сценария:
  1. России придется уменьшить военные расходы (сегодня Россия тратит самую большую в мире долю ВВП на военные нужды) и перестать быть одной из крупнейших военных держав мира. Хотя у нее останется ядерный щит, она не сможет поддерживать былое влияние в Восточной Европе, Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
  2. Как вариант, видя уменьшение своего влияния, Россия может пытаться скомпенсировать свою слабость авантюристической и агрессивной политикой, что приведет к повышенному риску конфликтов на границах России.
  3. Ухудшение экономической ситуации может привести к политической нестабильности и насилию.
  4. Россия может прекратить подкуп правителей Чечни и других кавказских республик, что приведет к риску сепаратизма и, возможно, насилия.


Некоторые из этих сценариев могут понравиться соседям России (вроде уменьшения ее влияния), некоторые могут их обеспокоить. Но все они означают ухудшение положения простых россиян, которые достаточно страдали после окончания холодной войны, но, похоже, будут страдать еще при любом варианте развития событий.

Вывод, которым заканчивает автор, такой:

То, что сейчас происходит в России, хотя это и не очевидно на первый взгляд, является точкой перегиба уже давно идущего процесса: упадка России как мировой державы. Последние три года показали, что у этого процесса много глобальных последствий. Мы не можем сегодня предвидеть, какие именно последствия проявятся в ближайшие десятилетия, но можно уверенно сказать, что они будут очень, очень серьезными.

economics, russia, vox, oil, politics

Previous post Next post
Up