Еще об американском характере

Mar 25, 2016 15:12


Для изучающих американский характер будет интересна статья Джона Мак-Кейна "Салют коммунисту" в сегодняшней New York Times.

Напомню, что автор этой статьи, сенатор Мак-Кейн, родился в семье высокопоставленных военных: его отец и дед были четырехзвездными адмиралами. Сам он был летчиком в ВМФ, воевал во Вьетнаме, где был сбит и попал в плен, в котором провел пять лет. С тех пор у него остался след: не поднимаются руки выше плеч. Он дважды избирался в Конгресс и (на сегодняшний день) пять раз в Сенат от Республиканской партии, а в 2008 году был кандидатом в президенты от этой же партии.

Герой его заметки, Делмер Берг, который недавно умер в возрасте ста лет, родился в семье бедного фермера-арендатора с украинскими, голландскими и баварскими корнями. Он работал каменщиком, строителем, был профсоюзным организатором и руководителем местной организации NAACP (что не так уж обычно для белого человека). Берг был коммунистом с 1943 года и никогда не отказывался от своих коммунистических убеждений. Он участвовал в протестах против войны во Вьетнаме как раз в те годы, когда Мак-Кейн там воевал. А еще он был последним остававшимся в живых из американских участников Интербригады имени Линкольна в испанской гражданской войне.

Трудно себе представить американцев, более противоположных по происхождению и по политическим взглядам, чем автор заметки и его герой.

Так вот, Мак-Кейн говорит, что он "всегда восхищался мужеством и сампожертвованием" интербригадовцев, "сражавшихся за обреченное дело во имя чего-то большего, чем эгоистичные интересы". С двенадцатилетнего возраста его любимой книгой был "По ком звонит колокол" Хемингуэя, а его любимым персонажем - Роберт Джордан, чья судьба "была уже не столкновением идеологий, но благородным самопожертвованием во имя любви". Переходя от Джордана к Бергу, Мак-Кейн продолжает: "Он знал, что отдает свою жизнь проигранному делу, незнакомым ему людям, но он взял на себя обязательства по отношению к ним, и он не бросил их.[...] Всю свою долгую жизнь он сражался за то, во что верил."

Заканчивает Мак-Кейн так:

Я не верю почти ни во что из того, во что верил мистер Берг, кроме одного. Я верю, что, как писал Донн, "нет человек, который был бы как остров, сам по себе". Он "часть материка". И я верю, что смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством".

В это верил и мистер Берг. Он не спрашивал, по ком звонит колокол. Он знал, что колокол звонит по нему. И я отдаю ему салют. Покойся с миром.

americana, society, mccain, politics

Previous post Next post
Up