Христианство и гражданские войны

Oct 27, 2010 17:39


Константин Великий нарушил многие традиции Римской империи. Наиболее значительны два нововведения. Первое, христианство, известно всем. Но второе тоже интересно: до Константина императоры старались не праздновать победы в гражданских войнах. Таким победам не посвящали монументов: римлянам казалось неправильным гордиться убийством римлян. Разумеется, сами войны императоры вели - но памятники ставили все же только победам над варварами. Величественная триумфальная арка Константина, сооруженная в честь разгрома Максенция, стала первым отступлением от этой традиции.

Можно, конечно, считать, что эти два нововведния совпали случайно. А можно и подумать, не связаны ли они между собой?

Если считать, что богов много, то вполне естественно предположить, что одни из них поддерживают тебя, а другие - твоего противника. Точно так же, как в Троянской войне боги были на обеих сторонах. Причем противника в гражданской войне поддерживают не чуждые странные боги, как в войнах с варварами, - а свои же римские, вполне могущественные на римской земле. Поэтому слишком громко праздновать победу - опасно. Можно невзначай и обидеть какого-нибудь бога.

Если же Бог - один, и поддерживает тебя, то ситуация меняется. Далеко не случайно знаменитое "Сим победиши" Константин увидел именно перед битвой гражданской войны: сражением с Максенцием у Мульвийского моста. Получается, что мы обидим Бога не празднованием победы, а наоборот, её замалчиванием: это будет уже неблагодарностью по отношению к Нему. И тот факт, что побежденный - римлянин, не так важен для универсальной религии. Христианское "несть ни еллина, ни иудея" получило своеобразное дополнение: оказалось, что если позволено убивать, то значит, убивать можно и еллина, и иудея, и обрезанного, и необрезанного, и варвара, и скифа, и раба, и свободного.

constantine, christianity, history, religion, society

Previous post Next post
Up