Аристофан и Сократ

Oct 26, 2010 12:34


Предисловие Л. Сумм к сборнику комедий Аристофана (Аристофан, Лягушки. пер. С. Апта, Адр. Пиотровского, вступ. ст. Л. Сумм, комм. В. Ярхо, М.: Эксмо, 2007) написано разухабисто и небрежно. Типичная фраза: "Смазанное салом сальных шуток проскочит и все остальное", причем из контекста остается не вполне понятным, что именно и куда "проскочит". Тем не менее его чтение было для меня не совсем бесполезным: автор напомнила об одном интересном факте, который я, так сказать, знал, но не осознавал. Как сказал бы Шерлок Холмс, смотрел - но не видел. Разумеется, я потом полез в Интернет и справочники, и обнаружил, что об этом факте кто только не говорил - это общее место. Но меня на него натолкнуло именно предисловие Сумм.

Я отнюдь не специалист в данной области, и дальнейшее - просто ленивые размышления, ни на что особенное не претендующие.

Итак, Аристофан долго и с удовольствием издевался над Сократом. Начиная с ранних "Облаков", которые полностью посвящены насмешкам над философом, Аристофан не раз выводил карикатурного Сократа на сцене. Причем обвинения, выдвинутые в "Облаках", совпадают с теми, из-за которых Сократа через много лет приговорят к казни: развращение юношества и богохульство. В Платоновской "Апологии" Сократ говорит, что ему трудно защищаться, так как афиняне с детства слышали слова его противников в аристофановских комедиях.

Издевался Аристофан и над массой других людей, включая трагического поэта Агафона.

А теперь вспомним сюжет "Пира" Платона. В доме Агафона отмечают успех его новой трагедии. Среди гостей - Аристофан, Сократ и другие. Чтобы развлечься на пиру, гости по очереди говорят о любви.

Разумеется, диалоги Платона не документальны. Тот же "Пир" написан через полтора десятилетия после смерти Сократа. Более того, во вступлении подчеркивается, что изложение идет в тройном пересказе: на пиру присутствовал "маленький босоногий Аристодем", который рассказал о нем Аполлодору, и уже сам Аполлодор пересказывает его Главкону. Тем не менее афиняне героев помнили. Если бы в привычках Сократа или Агафона было при встрече с Аристофаном плевать ему в бороду, Платон бы вряд ли изобразил их лежащими рядом на вечеринке.

Так каковы были отношения этих людей на самом деле? И что означало "попасть в комедию Аристофана"? Может быть, это следует истолковывать, как карикатуру в "Панче" в рассказе Марка Твена о банковском билете в миллион фунтов стерлингов?

Ещё несколько деталей. Каким именно предстает Аристофан в диалоге любящего ученика Сократа? У Аристофана похмелье, его мучает икота. Это, конечно, можно воспринимать как своеобразную месть за "Облака" - но изображение тут совсем не злое, скорее похожее на дружеское подшучивание. Интересно, какие отношения были у Платона и Аристофана?

Далее, что именно говорит Аристофан на пиру? Аристофан рассказывает, что в золотой век люди были цельными, с четырьмя ногами и четырьмя руками, парой голов и гениталий. Испугавшись их могущества, Зевс разрубил их пополам - и с тех пор люди ищут свою недостающую половинку. А когда им кажется, что они её нашли - возникает любовь.

Некоторые исследователи полагают, что его речь была пародией, насмешкой Платона то ли над Аристофаном то ли над поэтами-мифографами. Однако изложенный миф чересчур хорош, чтобы быть просто шуткой. Одно из доказательств силы этого эпизода - то, что он прочно вошел в культуру (фраза "моя половина" есть, кажется, почти во всех языках).

Сократ возражает Аристофану, замечая, что люди ищут в любви не цельность, а благо. Аристофан отвечает, но его ответ прерывает зашедшая в дом пьяная компания. Осталось неизвестным, что сказал Аристофан - возможно, что цельность и есть благо.

Нельзя не заметить и ещё одного обстоятельства. "Пир" упорно занимается теми же темами, которые поднимались Аристофаном и обвинителями на процессе Сократа: совращение молодежи и богохульство. В диалоге много обсуждаются отношения Сократа с юношами. Как обо всем известном факте сообщается о том, что он ищет компании красивых мальчиков и ведет с ними продолжительные разговоры. Сам Сократ объясняет "пирамиду" устремлений человека: от любви к красивому телу до любви к красивой душе - и далее до любви к благу как таковому. Любопытно, что "Пир" прилагает усилия к тому, чтобы подчеркнуть отсутствие чисто "физического" элемента в любви Сократа к мальчикам: знаменитый рассказ Алквиада о том, как он пытался соблазнить философа, проведя с ним ночь под одним плащом - но остался "таким же, как если бы ночевал со своим отцом или старшим братом". Далее, слова Сократа об Эроте вполне можно истолковать как богохульство: он доказывает, что Эрот вовсе не бог, а скорее "гений", "даймон". Сократовский Эрот немолод, некрасив - и подозрительно похож на самого Сократа.

Возможно, ключ к диалогу - заключительная сцена. Гости уснули или разошлись. Не спят Аристофан, Агафон и Сократ - и только что проснувшийся Аристодем. Аристодем видит, как первые трое пьют из общей чаши по кругу, ведя беседу, которую Аристодем не запомнил. Суть её состояла в том, что "Сократ вынудил их признать, что один и тот же человек должен уметь сочинить и комедию, и трагедию, и что искусный трагический поэт является также и поэтом комическим". Оба собеседника Сократа соглашаются с ним уже в полусне. Когда же они совсем засыпают, Сократ оставляет их и уходит в Ликей.

aristophanes, socrates, plato, philosophy

Previous post Next post
Up