Предисловие Л. Сумм к сборнику комедий Аристофана (Аристофан,
Лягушки. пер. С. Апта, Адр. Пиотровского, вступ. ст. Л. Сумм,
комм. В. Ярхо, М.: Эксмо, 2007) написано разухабисто и небрежно.
Типичная фраза: "Смазанное салом сальных шуток проскочит и все
остальное", причем из контекста остается не вполне понятным, что
именно и куда "проскочит". Тем не менее его чтение было для меня не
совсем бесполезным: автор напомнила об одном интересном факте,
который я, так сказать, знал, но не осознавал. Как сказал бы Шерлок
Холмс, смотрел - но не видел. Разумеется, я потом полез в Интернет и
справочники, и обнаружил, что об этом факте кто только не говорил -
это общее место. Но меня на него натолкнуло именно предисловие Сумм.
Я отнюдь не специалист в данной области, и дальнейшее - просто ленивые
размышления, ни на что особенное не претендующие.
Итак, Аристофан долго и с удовольствием издевался над Сократом.
Начиная с ранних "Облаков", которые полностью посвящены насмешкам над
философом, Аристофан не раз выводил карикатурного Сократа на сцене.
Причем обвинения, выдвинутые в "Облаках", совпадают с теми, из-за
которых Сократа через много лет приговорят к казни: развращение
юношества и богохульство. В Платоновской "Апологии" Сократ говорит,
что ему трудно защищаться, так как афиняне с детства слышали слова его
противников в аристофановских комедиях.
Издевался Аристофан и над массой других людей, включая трагического
поэта Агафона.
А теперь вспомним сюжет "Пира" Платона. В доме Агафона отмечают успех
его новой трагедии. Среди гостей - Аристофан, Сократ и другие. Чтобы
развлечься на пиру, гости по очереди говорят о любви.
Разумеется, диалоги Платона не документальны. Тот же "Пир" написан
через полтора десятилетия после смерти Сократа. Более того, во
вступлении подчеркивается, что изложение идет в тройном пересказе: на
пиру присутствовал "маленький босоногий Аристодем", который рассказал
о нем Аполлодору, и уже сам Аполлодор пересказывает его Главкону. Тем
не менее афиняне героев помнили. Если бы в привычках Сократа или
Агафона было при встрече с Аристофаном плевать ему в бороду, Платон бы
вряд ли изобразил их лежащими рядом на вечеринке.
Так каковы были отношения этих людей на самом деле? И что означало
"попасть в комедию Аристофана"? Может быть, это следует
истолковывать, как карикатуру в "Панче" в рассказе Марка Твена о
банковском билете в миллион фунтов стерлингов?
Ещё несколько деталей. Каким именно предстает Аристофан в диалоге
любящего ученика Сократа? У Аристофана похмелье, его мучает икота.
Это, конечно, можно воспринимать как своеобразную месть за "Облака" -
но изображение тут совсем не злое, скорее похожее на дружеское
подшучивание. Интересно, какие отношения были у Платона и Аристофана?
Далее, что именно говорит Аристофан на пиру? Аристофан рассказывает,
что в золотой век люди были цельными, с четырьмя ногами и четырьмя
руками, парой голов и гениталий. Испугавшись их могущества, Зевс
разрубил их пополам - и с тех пор люди ищут свою недостающую
половинку. А когда им кажется, что они её нашли - возникает любовь.
Некоторые исследователи полагают, что его речь была пародией,
насмешкой Платона то ли над Аристофаном то ли над
поэтами-мифографами. Однако изложенный миф чересчур хорош, чтобы быть
просто шуткой. Одно из доказательств силы этого эпизода - то, что он
прочно вошел в культуру (фраза "моя половина" есть,
кажется, почти во всех языках).
Сократ возражает Аристофану, замечая, что люди ищут в любви не
цельность, а благо. Аристофан отвечает, но его ответ прерывает
зашедшая в дом пьяная компания. Осталось неизвестным, что сказал
Аристофан - возможно, что цельность и есть благо.
Нельзя не заметить и ещё одного обстоятельства. "Пир" упорно
занимается теми же темами, которые поднимались Аристофаном и
обвинителями на процессе Сократа: совращение молодежи и богохульство.
В диалоге много обсуждаются отношения Сократа с юношами. Как обо всем
известном факте сообщается о том, что он ищет компании красивых
мальчиков и ведет с ними продолжительные разговоры. Сам Сократ
объясняет "пирамиду" устремлений человека: от любви к красивому телу
до любви к красивой душе - и далее до любви к благу как таковому.
Любопытно, что "Пир" прилагает усилия к тому, чтобы подчеркнуть
отсутствие чисто "физического" элемента в любви Сократа к мальчикам:
знаменитый рассказ Алквиада о том, как он пытался соблазнить философа,
проведя с ним ночь под одним плащом - но остался "таким же, как если
бы ночевал со своим отцом или старшим братом". Далее, слова Сократа
об Эроте вполне можно истолковать как богохульство: он доказывает, что
Эрот вовсе не бог, а скорее "гений", "даймон". Сократовский Эрот
немолод, некрасив - и подозрительно похож на самого Сократа.
Возможно, ключ к диалогу - заключительная сцена. Гости уснули или
разошлись. Не спят Аристофан, Агафон и Сократ - и только что
проснувшийся Аристодем. Аристодем видит, как первые трое пьют из общей
чаши по кругу, ведя беседу, которую Аристодем не запомнил. Суть её
состояла в том, что "Сократ вынудил их признать, что один и тот же
человек должен уметь сочинить и комедию, и трагедию, и что искусный
трагический поэт является также и поэтом комическим". Оба собеседника
Сократа соглашаются с ним уже в полусне. Когда же они совсем
засыпают, Сократ оставляет их и уходит в Ликей.