Коротко о поправках в Конституцию

Apr 06, 2020 08:21


Внести поправки в Конституцию РФ президент В.В.Путин предложил в январе, во время послания Федеральному собранию.

(http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582)

«Мы должны создать систему прочную, надёжную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление - неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное - интересы России.» - заявил тогда Президент.

Итак, укрепление суверенитета России, сменяемость власти, ну, и, естественно эволюция общества, «в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие».

Теперь, когда обнародован текст поправок, самое время взглянуть, как всё это будет реализовано.

1.Укрепление суверенитета.



В статью 79 добавлено положение о том, что международные договоры, противоречащие Конституции РФ не подлежат исполнению. Гордо сказано. Но при этом оставлена без изменения статья 15 п.4, где сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» А т.к. первая глава Конституции («Основы конституционного строя») имеет высший приоритет, то данная поправка силы не имеет.

Но дело даже не в этом. В тех редких случаях, когда российская власть вынуждена идти на конфликт со своими дорогими западными «партнерами», разве текст Конституции чем-то мешает? Нет. Мешает не текст Основного Закона, а экономическая зависимость. Если вы уничтожили своё производство, и ваша экономика полностью зависит от цены на нефть (сей факт решительно «опровергается» патриотами, но почему-то регулярно подтверждается при каждом колебании на нефтяном рынке), то в Конституции вы можете писать что угодно о «суверенитете», «независимости» и т.п.

Высокопоставленным чиновникам теперь будет запрещено иметь иностранное гражданство, вид на жительство и счета в иностранных банках. Хотели было запретить ещё и иметь собственность за границей, но вовремя одумались. Собственность - это святое. Интересно, после того, как поправки будут приняты, лишится ли хоть один депутат или губернатор, хоть один прокурор или судья своего поста из-за наличия у него иностранного гражданства или денег за границей (а в том, что такие есть сомневаться не приходится)? Вряд ли. Скорее всего, ничего не изменится. Записали в Конституцию и ладно.

Добавлен пункт о защите исторической правды и о том, что «умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.» Очень патриотично! Столько же патриотично, сколько и размыто. Какой народ и какое Отечество имеется ввиду? Киевская Русь, Российская Империя или Советский Союз? И кто будет определять, что является исторической правдой, а что нет? Те, кто устанавливает памятные доски Маннергейму, бесконечно кается за Катынь и за «Пакт Молотова-Риббентропа»?

Предки, согласно новому варианту Конституции, передали нам веру в Бога. Какого именно бога, не сказано, но атеистам в России отныне, по-видимому нет места. Ибо мне лично мои предки никакую веру в бога не передавали.

Русский язык и в прежнем тексте объявлялся государственным языком Российской Федерации. Но теперь он провозглашается языком «государствообразующего народа». Т.е. поправка касается не языка, а национальности. Как в многонациональной стране предоставление одному народу (пусть и самому многочисленному) особой роли и, вероятно, особых прав, вяжется с равноправием национальностей? И как сие укрепляет нашу целостность и единство?

Добавлен пункт о защите территориальной целостности, недопустимости отчуждения части территории РФ и призывов к этому. Вряд ли какое-либо государство будет приветствовать потерю своих территорий. Но почему этот пункт появляется именно теперь? Какая конкретно область собралась уходить из России? Ещё свеж в памяти пример Крыма. Запад обвиняет Россию в аннексии. Российское правительство указывает на то, что переход Крыма в Россию осуществлялся мирно и добровольно, а значит, всё правильно и законно. И тут появляется поправка в Конституцию, запрещающая любое отделение от России. Но тогда какие претензии к Украине, не желающей смириться с потерей Крыма? Или мирный переход территории в Россию - это нормально, а из России - преступление? А потом нам будут рассказывать о «двойных стандартах» наших нехороших «западных партнеров».

Короче говоря, зависимость от «партнеров» останется, а внутреннюю целостность предполагается укреплять методом «тащить и не пущать». Впрочем, от тех, кто утверждает, будто Ленин, отстаивая право наций на самоопределение, закладывал под государство бомбу, не приходится ожидать здесь никакой другой политики, кроме политики Держиморды.

2. Благополучие граждан.

Да. Об этом в поправках сказано немало. Тут и о защите семьи, и о доступной и качественной медицинской помощи, и о зарплатах не ниже прожиточного минимума, и об индексации пенсий (особенно цинично после повышения пенсионного возраста) и ещё много других… красивых слов, которые вряд ли уместны в Конституции. Ибо Конституция - это, всё-таки основной закон, а не предвыборные обещания кандидата в депутаты. Здесь необходимы чёткие и недвусмысленные юридические формулировки.

Индексация пенсий регулируется федеральным законом №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», МРОТ - федеральным законом №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Что изменится, если об этом записать ещё и в Конституции? Федеральные законы можно не выполнять, а Конституцию никак нельзя?

В России изобретено немало способов «достойно» оплачивать труд граждан: «черные» и «серые» зарплаты, срочные трудовые договоры, использование труда мигрантов, оформление большей части зарплаты в виде премии, которая может выплачиваться или не выплачиваться по желанию работодателя и т.п.

Много ли вообще государство может гарантировать в мире частного бизнеса? Даже карантинные мероприятия по коронавирусу частные компании готовы выполнять лишь постольку, поскольку это не уменьшает прибыль. Очень легко выступить с трибуны и объявить нерабочую неделю с сохранением зарплаты и сорвать бурные аплодисменты. А дальше? Мелкие предприятия и всевозможные ИП вообще не могут себе позволить неделю, а тем более месяц, не работать и откуда-то брать деньги на зарплату. Крупные тоже будут выкручиваться: объявят себя предприятиями с непрерывной работой (ну как же, мы продаём жизненно важные товары, наш сайт в Интернете непрерывно должен работать и т.п.), либо займутся «оптимизацией» сотрудников

Да и прожиточный минимум, который теперь гарантирует Конституция, составляет в этом году в России 11тыс.руб. (в Москве 17тыс.руб.) Безумно много! Кто получает больше 17 тыс.руб., те, по мнению президента, относятся к среднему классу. Так, что, дорогие россияне, можете ни в чем себе не отказывать.

Таким образом, ничего нового в отношении прав, свобод и благополучия граждан поправки не дают.

3. Прочность системы и сменяемость власти

Вот чьи права в Конституции действительно укреплены и прописаны чётко, без размытых формулировок про «уважение», «достоинство» и т.п. так это права Владимира Владимировича Путина. И хотя его фамилия пока ещё не внесена в Основной закон, и он дипломатично обозначен там, как «лицо, занимающее должность президента на момент принятия поправок», все и так понимают, что это за лицо, и как оно выглядит. Итак, какие же права, по новой Конституции,  получает Президент?

Президент теперь осуществляет общее руководство Правительством, назначает Председателя Правительства, «утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации». (статья 83 пункт б) То есть волен перестраивать систему власти под себя, как угодно.

Председатель Правительства несёт персональную ответственность перед Президентом.

Президент Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда и Верховного суда, назначает на должность прокуроров, формирует Госсовет и Совет Безопасности. В отличие от действующего варианта Конституции, он непосредственно назначает министров «силового блока»: Внутренних дел, Обороны, Иностранных дел, МЧС.

Бывший Президент неприкосновенен и становится пожизненным сенатором. При этом ещё семь пожизненных сенаторов назначаются Президентом. А вот отрешить Президента от должности или лишить неприкосновенности возможно только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в тяжком преступлении, подтвержденного Верховным и Конституционным судами. А кандидатуры судей подбирает… ну, вы знаете какое лицо.

Немного об обещанном «расширении» полномочий Госдумы. Если раньше Председатель Правительства назначался Президентом с согласия Думы, то теперь его  кандидатура утверждается Думой по представлению Президента, а затем он назначается Президентом. Вы поняли, где тут расширение? Я тоже нет. От перестановки слагаемых сумма не меняется. От перестановки слов в Конституции тоже. Кто будет возглавлять Правительство, все равно решает Президент. А вот если Дума с трёх раз не утвердит предложенную кандидатуру, Президент назначает его сам. И если раньше для этого ему требовалось распустить Думу и назначить новые выборы, то теперь и это необязательно. Мнение Думы просто игнорируется. И всё.

Ранее Госдума и Совет Федерации при принятии федерального закона теоретически могли большинством в две трети голосов преодолеть вето Президента. Теперь в этом случае Президент обращается в Конституционный суд. А судьи кто? Короче, Дума и в этом случае посылается куда подальше.

Ну, и, разумеется, самое главное, ради чего, видимо, и затевалась вся эта история, это «обнуление»… Обещали убрать из статьи о максимальном количестве президентских сроков слово «подряд», и убрали. Но тут же дополнили поправкой, что для «лица, занимающего этот пост в момент принятия поправок» прежние сроки не считаются. Самое отвратительное, что «обнуление» было преподнесено, как просьба от народа и озвучено устами Валентины Терешковой. Сменяемость власти обеспечена!

Короче говоря, Россия остается сильной Президентской монар… т.е. республикой.

И в завершении о предстоящем голосовании, перенесённом из-за коронавируса на неопределённый срок, но пока ещё не отменённом. Согласно статье 136 действующей Конституции «Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.»

Иными словами, т.к. поправки одобрены Думой, Советом Федерации и региональными органами, то они уже вступили в силу. Предстоящее «всенародное голосование» никакой роли играть уже не может. И авторы поправок явно понимают это. Так, например, положение о приоритете российских законов над международными следовало бы вносить в статью 15 главы 1. Все поправки, касающиеся прав и свобод граждан - в главу 2. Но для изменения этих глав действительно требуется всенародное голосование. С порогом явки 50%. Поэтому многие поправки и втиснуты не по адресу, в те главы, которые можно исправлять в порядке федерального конституционного закона. Хороший фокус? Мне он тоже понравился.

Дорогие россияне, вам не кажется, что вас немножечко надули?

Россия, Политика

Previous post Next post
Up