Следственный комитет России
выпустил информационные плакаты для детей, рассказывающие о правилах безопасности. Их теперь можно видеть в метро.
Детям рекомендуется:
- не открывать дверь посторонним;
- не знакомиться с людьми в Интернете;
- не гулять после наступления темноты;
- ходить по улицам только в людных местах;
- не сообщать никому свой домашний адрес, не принимать от незнакомых людей подарки и вообще не общаться с посторонними;
- подходя к подъезду, проверять, не идет ли кто следом;
- не входить в подъезд, а тем более в лифт с незнакомыми людьми;
- и т.п.
Конечно, коль скоро преступность в отношении детей существует, дети должны об этом знать. Но, с другой стороны, попробуйте сами выполнить те рекомендации, которые здесь предлагаются ребёнку.
Не выходите из дома в тёмное время суток (зимой лучше вообще не выходить), не общайтесь ни с кем, кроме родственников, на улице всегда следите, нет ли за вами «хвоста». А что делать при приближении незнакомого человека (возможно, с невинной целью спросить дорогу)? В ужасе бежать или лезть в карман, где хранится вожделенное «гражданское оружие»? Нет, лучше уж сразу стрелять «на упреждение».
Спрашивается, почему я должен воспитывать своего ребёнка в страхе, внушать ему, что каждый незнакомый человек - враг? И кто, если не правоохранительные органы, должен позаботиться о том, чтобы дети могли ходить по улице, не испытывая страха?
И при этом нам ещё постоянно внушают, что царством страха и ужаса был СССР.
«Проклятому» советскому прошлому, вообще постоянно достается, ибо, «как известно», все наши проблемы оттуда. Почти в каждом современном руководстве по воспитанию детей или по уходу за ребёнком вы можете прочитать о том, как плохо жилось детям тогда, и как прекрасно теперь. «Слава богу, советское время кончилось, и вашим детям не грозит смерть от голода!» «Слава богу, советское время кончилось, и у ваших детей есть игрушки!» «Слава богу, советское время кончилось, и ваши дети не воспитываются в атмосфере страха и жестокости!»
Как уверяет любимый всеми мамашами доктор Комаровский, в советское время не было никакой «цивилизованной» медицины, а все болезни лечили исключительно анальгином. И ведь такая пропаганда действует. Люди, родившиеся в 70-80-е годы, всерьёз утверждают, что в детстве они всего боялись, голодали, не знали, что на свете есть игрушки, и вообще непонятно, как выжили.
Зато теперь мы живём в «цивилизованном обществе», и нашим детям ничего не угрожает. А если они будут соблюдать вышеупомянутые правила, то у них даже появится шанс живыми вернуться из школы.
Немного поделюсь опытом выживания в условиях страшного «Совка».
Пошёл я в школу в начале 80-х годов. С первого класса я ходил туда самостоятельно, без сопровождения. Школа была в соседнем микрорайоне, и родители напоминали мне о необходимости быть внимательным при переходе дороги. В школу периодически приходил милиционер, рассказывал нам о правилах дорожного движения и об особенностях работы светофора на ближайшем перекрёстке. Похоже, опасность попасть под машину была единственной серьёзной опасностью для нас, по мнению окружавших нас взрослых.
Похищение? Мы от души смеялись над «Стариной Хенком», обещавшим за 10 минут добежать до канадской границы. И мысль о том, что что-то подобное может произойти не на карикатурном «Диком Западе», не в рассказах О.Генри, а здесь у нас, никому не приходила в голову.
Терроризм? У бардов Иващенко и Васильева была песня «Исповедь террориста», которая довольно метко отражала отношение среднестатистического советского обывателя к этому явлению: это что-то такое неведомое из того мира, который нам показывают в передаче «Международная панорама». И как знать, если бы в Перестройку советские люди осознали, что вместе со «свободой» и «демократией» к нам идёт именно тот мир, может быть, судьба страны сложилась бы иначе.
Так почему же переход нашей страны к капитализму привёл к разгулу преступности? Почему нынешнее общество вынуждено тратить массу ресурсов на «безопасность»? Ведь в былые годы мы как-то обходились без стальных дверей, без кодовых замков, без видеокамер, без отупевших от безделья толстых дядек на входе в каждое учреждение.
После того, как Россия вписалась в мировой рынок в качестве сырьевого придатка (а в другом качестве она там и не нужна), многие предприятия и целые отрасли производства были разрушены. А вместе с ними выброшенными на улицу оказались миллионы людей, «не вписавшиеся в рынок». Они остались без работы, а значит, без средств к существованию. Особенно остро эта проблема встала в мелких городах, где массовые сокращения на градообразующем предприятии или его закрытие буквально означают катастрофу для местных жителей. А там, где нищета и безработица, неизбежно возрастает и преступность. Там же, где какое-то производство сохраняется, неумолимо действуют законы капитализма. «Эффективным собственникам» необходимо сокращать издержки и увеличивать прибыль. В том числе и за счёт сокращения заработной платы. И если рабочим некуда деваться, другой работы всё равно нет, то можно не сомневаться - «оптимизируют» их по полной программе. Отсюда резкая разница в уровне жизни между различными регионами. Причем, наличие бедных и богатых регионов необходимо капиталистам: они получают и дешевую рабочую силу, и рынок сбыта. Ну, а в придачу мы все получаем межнациональные конфликты, сепаратизм и т.п.
Но дальше - больше. Для «чёрных», не престижных работ в крупных городах опять же можно использовать приезжих, готовых согласиться на любую оплату. Кто в Москве убирает улицы, вывозит мусор, строит дома? В таких условиях неизбежны социальная напряженность и взаимная ненависть. Причём не только по классической схеме: между буржуа и пролетариями, но и между жителями различных регионов, между «зажравшимися» москвичами и «понаехавшими тут». И из этой вражды также извлекается прибыль. Ведь чем более затравлен мигрант, тем меньше можно ему платить. С другой стороны, т.к. мы, москвичи, пользуемся результатами дешевого труда «понаехавших», то все мы, вольно или невольно, становимся соучастниками их эксплуатации. И претензии иногородних рабочих к нам в определённой степени обоснованы. Так что, когда вы, выходя из дома, с презрением смотрите на таджика, толкающего мусорный бак, попробуйте представить, как он живёт и что думает про вас. И не случится ли так, что, озверев от нищеты и злобного, враждебного отношения к нему «коренных москвичей», вроде вас, он подорвёт себя в метро, ну или, по крайней мере, огреет метлой вашего ребёнка?
Говорят, советское общество было «заидеологизированным». А сейчас идеологии нет? Что там нам уже 30 лет заливают в мозги о преимуществах капитализма? Свобода, демократия, общество равных возможностей, в котором каждый, кто не дурак, может стать миллионером. Цель жизни - приобрести как можно больше дорогих шмоток, машин, недвижимости. Кто разбогател, тот молодец, он «успешен», и неважно каким способом он это сделал.
Но ведь миллионеров-то единицы. Что же, все остальные дураки?
Ясно, для того, чтобы поверить в то, что у тебя, именно у тебя, у одного из миллионов, получится разбогатеть, нужно считать себя лучше других, с презрением относиться к остальным людям. Капитализм не может не культивировать эгоизм, потребительство и глупость. Именно эти «ценные» качества считаются теперь «естественной человеческой природой». Идеологические установки советского общества: «общественное выше личного», «труд - священная обязанность каждого» и т.п. подвергаются ныне дикому презрению и осмеянию. Теперь нужен ненасытный потребитель, умеющий хорошо работать локтями, расталкивая конкурентов. Да и по сути, при капитализме мы все являемся конкурентами в деле продажи своей способности к труду. «Вы должны суметь себя продать», - поучают детей преподаватели. И это не может не сказываться на взаимоотношениях между людьми, в том числе и в вопросах детской безопасности.
Детям рекомендуется гулять только на детских площадках. Хорошо. Но для того, чтобы дети не лазили по стройкам, недостаточно погрозить им пальчиком: туда не ходи. Необходимо ещё и организовать их досуг. У нас в детстве для этого был дом пионеров, где можно было найти себе много интересных занятий. Причем бесплатно. Родительский кошелек от этого не страдал. Но при капитализме бесплатным бывает только сырный продукт с заменителем молочного жира, да и тот в мышеловке. Если и сохраняется сейчас что-то бесплатное в здравоохранении или образовании, то это не более чем рудименты советского прошлого. Они плохо финансируются, хиреют и постепенно вытесняются платными конторами по оказанию медицинских или образовательных услуг. Это уже бизнес, а бизнес, прежде всего, должен приносить прибыль. И никакие «майские указы» президента этот закон не отменяют. Поэтому, есть у вас деньги - будут у вашего ребенка курсы раннего развития, спортивная секция и английский язык, а нет - будет играть на стройках и чердаках.
А посмотрите, какая агрессивная реклама игрушек идет по детским телеканалам. «Собери всю коллекцию кукол из Сказочного патруля!» «Используй только оригинальные волчки Beyblade Burst!» И игрушки-то все примитивные, не требующие мыслительной деятельности. Ну, подивится ребенок 5 минут на «вывернушку». А дальше? А дальше ему нужна будет следующая. В этом-то и смысл. А потом ему по той же схеме будут впаривать «игрушки» посерьезнее: сигареты, пиво, наркотики. Это нормальный, здоровый капитализм. И всё, что приносит прибыль, здесь хорошо, морально и нравственно.
Кто должен бороться с преступностью и обеспечивать нам и нашим детям безопасность? Государство, правоохранительные органы? Когда-то умные люди учили нас, что государство - это машина для установления воли господствующего класса. Следовательно, первейшая задача всех органов государства российского - защита интересов капиталистов-олигархов. Остальное вторично. Это наглядно видно по эволюции нашего уголовного кодекса: отменяется конфискация имущества, декриминализируются экономические преступления, наказания заменяются штрафами и т. п.
Конечно, никакая власть не заинтересована в том, чтобы на улицах творился беспредел, и люди пачками резали друг друга. Поддержание некого общественного порядка необходимо любой власти. Но ведь сотрудники полиции тоже люди, живущие в том же обществе. И они тоже хотят быть «успешными». Поэтому и заниматься они должны тем же, что и другие: использовать свое положение для личного обогащения.
Пока существует власть и чиновники, среди последних будут находиться и взяточники, и воры. Но в современной России коррупция приобрела системный и поистине всеобъемлющий характер. Покупка водительских удостоверений, справок, дипломов, подарки врачам и учителям стали нормой и никого не удивляют и не возмущают. Надо понимать, что коррупция - это не просто преступность отдельных чиновников. Это механизм, обеспечивающий власть человека с деньгами. Благодаря ему обеспечивается полная свобода: за деньги можно всё. И мы видим, как при необходимости исчезают записи с видеокамер, а сбитый во дворе шестилетний ребенок «оказывается» пьяным. Коррупция - неотъемлемый атрибут капитализма. И пока существует капитализм, возможна лишь бурная имитация борьбы с коррупцией.
Естественно, и о доверии со стороны народа к правоохранителям в таких условиях говорить не приходится. И никто уже не надеется на помощь милиционера Дяди Степы. Это теперь «мент поганый».
Надо понимать, что сами понятия «право», «преступность» отнюдь не являются чем-то «общечеловеческим», «надклассовым». Совсем наоборот. Есть деяния, преступные с точки зрения трудящихся, но абсолютно нормальные в капиталистических обществе. Например, спекуляция. А есть преступления, немыслимые в отсутствие частной собственности: рэкет или распространенные нынче махинации с квартирами. И нельзя забывать, что современные правоохранители охраняют именно буржуазное право. Переход от общественной собственности к частной не мог не повлечь бурного роста всевозможных хищений и бандитизма. А вместе с тем изменилась и мораль общества. Уголовная лексика, уголовный фольклор, фильмы и романы про бандитов прочно вошли в нашу жизнь. Те, кто раньше был презираем обществом, стали уважаемыми людьми и кумирами молодёжи.
Здесь уместно будет вспомнить образ Павлика Морозова. Если раньше мальчик, сообщивший о преступной деятельности своего отца куда следует, считался героем, а его дед, зарезавший двоих детей - негодяем, то теперь всё в точности наоборот. Ибо своих родственников надо покрывать в любом случае, сообщить в правоохранительные органы о преступлении это «стукачество», а убийство ребенка всегда можно оправдать, если ребенок не ваш.
И ещё один вопрос, касающийся безопасности, это техногенные катастрофы. Почему горят «Зимние вишни» и тонут теплоходы «Булгария»? Потому что жажда максимальной прибыли любой ценой в сочетании с возможностью откупиться от любой проверки дает потрясающие по разрушительности результаты. Хищническая эксплуатация техники, использование дешевых материалов и неквалифицированной рабочей силы, нарушение всех норм при эксплуатации, экономия на ремонте, техобслуживании и обучении персонала. И как результат - человеческие жертвы. И если прежде катастрофы случались в основном из-за разгильдяйства, то теперь к этому прибавилась прямая заинтересованность «эффективных» собственников.
Нельзя не сказать и о снижении уровня технической грамотности населения. Действительно, зачем изучать электротехнику, когда почти все электроприборы покупаются за границей? Тут нужно не естествознание, а «духовность», дабы, не щадя глотки, прославлять бога, Россию и Путина. Но если вместо законов физики преподавать детям Закон божий, то вряд ли даже этому богу будет известно, что они натворят, когда придется иметь дело с техникой.
Так что, увы, приходится выбирать: либо «свобода» и «демократия», либо безопасность для нас и наших детей.
И за всё приходится расплачиваться. Если вам хочется частной собственности, вы должны быть готовы к тому, что вы сами и ваши дети будут рассматриваться в обществе как товар и как потребители товара. Если вам нравится, что можно купить водительские права, а при необходимости «разобраться на месте» с гаишником, вы должны быть готовы к тому, что какой-нибудь лихач задавит вашего ребенка, а потом какой-нибудь эксперт найдет в крови ребенка лошадиную дозу алкоголя. Если вы не видите ничего плохого в закрытии заводов и эксплуатации мигрантов, будьте готовы к нищете и братоубийственным межнациональным конфликтам. Если ваш дедушка, отсидевший при Сталине за воровство (т.е. простите, конечно же, за анекдот), - безвинная жертва, а Павлик Морозов - мерзавец, которого поделом прирезали, будьте готовы, что и вашего ребенка тоже могут зарезать, причем окружающим на ваше горе будет глубоко плевать.
Что, не нравятся такие перспективы? Тогда, может быть, стоит задуматься, что мы приобрели, а что потеряли, обретя капиталистическую «свободу» и «демократию».