Проба пера-2019

Mar 21, 2020 09:13



В МГХПА им. С.Г.Строганова подведены итоги конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей "Проба пера", проходившего в течение 2019 года. В этом году в конкурсе участвовало более ста исследователей. Помимо традиционно участвующих магистрантов и бакалавров, аспирантов и дипломников, преподавателей МГХПА им. С.Г.Строганова, работы были также присланы из других вузов России и художественных школ: из Санкт-Петербурга и Новосибирска, Воронежа, Томска и Павлово, а также из других вузов Москвы.
После определения финалистов конкурса, был опубликован сборник работ его участников, который можно скачать по этой ссылке.


Высокий уровень научно-исследовательских работ, в которых обобщен исторический или творческий опыт, опыт авторских работ, а также намечены перспективные направления исследований, позволил сформировать полноценное научное издание. Центральную часть занимают курсовые магистерские работы, причем в прошедшем году в конкурсе участвовали все выпускающие кафедры Академии имени Строганова. Дипломники и студенты кафедры теории и истории декоративного искусства и дизайна показали высокий уровень самостоятельных исследований в области искусствознания. Исследованиями аспирантов, магистрантов и бакалавров кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна» руководят педагоги, ведущие специалисты в области истории и теории декоративного искусства, экспозиционного дизайна и музееведения, архитектуры и интерьера: Н.К.Соловьев, М.Т.Майстровская, В.С.Ярных и другие. Среди аспирантских работ кафедры «История искусств и гуманитарные дисциплины» следует отметить исследования, выполненные под руководством С.Л.Аристовой, Е.Е.Докучаевой. Комплексный искусствоведческий и технико-технологиеский характр имеют и научные работы студентов и дипломников, обучающихся реставрации произведений искусства. Здесь необходимо отметить исследования студентов кафедр реставрации художественного металла и художественной реставрации дерева.
По каждому направлению подготовки магистров в области проектно-художественных специальностей в Академии были выявлены новые и оригинальные облаасти научных исследований. Это относится к таким направлениям как, средовой дизайн, стимулирующий проектно-культурологические исследования под руководством Е.А.Заевой-Бурдонской, Е.И.Рузовой, Г.З.Спектор и И.Н.Лысенко; коммуникативный дизайн, акцентирующий внимание на информационных процессах в современном мире, руководитель В.А.Музыченко; промышленный дизайн, нуждающийся в новых экологических моделях проектирования и потребления, руководитель В.Е.Барышева. Художественная керамика и стекло стали площадкой для изучения особенностей современного визуально-пластического мышления в искусстве и новых технологий под руководством Е.А.Юдиной, А.В.Бугровской.
Заявленная проходившим в 2019 году в Академии имени Строганова творческим форумом Art&Science тематика сопряжения науки и искусства нашла продолжение и в материалах нынешнего сборника научных работ студентов и аспирантов. В работах кафедр дизайн текстиля под руководством Е.В.Поляковой и художественный металл, руководитель М.Г.Круглова, разрабатывается проблематика Science-art, особое внимание уделяется композитным материалам. Неожиданное историко-культурное исследование было проведено под руководством А.В.Трощинской на тему генезиса символики пятиконечной звезды в культуре.
Каждый год участники конкурса представляют те или иные новые учебные курсы и задания, свое видение предметов, входящих в структуру подготовки дизайнеров, художников, искусствоведов и реставраторов. В нынешнем сборнике представлен материал А.В.Пахомой - профессора кафедры промышленного дизайна Строгановки - касающийся преподавания цветоведения и колористики для дизайнеров. Оригинальную методику обучения приемам стилизации на уровне детской художественной школы представила преподаватель Детской художественной школы г. Павлово Нижегородской области Т.В.Ильина.
В структуре нынешнего сборника материалов конкурса "Проба пера" (конкурс проводится в МГХПА им. С.Г.Строганова уже девятый год) выделены следующие блоки: краткие изложения содержания нескольких дипломных работ, исследования магистров, бакалавров и аспирантов Академии. В отдельные разделы выделены поступившие на конкурс работы из других вузов и художественных учебных заведений России: исследования педагогов и исследования учащихся, выполненные под руководством педагогов.

Отметим лауреатов конкурса «Проба пера-2019». Дипломы I степени:
Е.Н.Смолина. Свет в экспозиционном пространстве
Е.А.Кочеткова. Изучение творческого наследия М.К.Тенишевой и реконструкция ее произведений, выполненных в технике эмали по бронзовому литью
Е.Е.Силаева. Современники эпохи историзма о поисках национального стиля в архитектуре
Е.А.Бетоева. Цифровая среда «Smаrt Park» (Умный парк), как способ решения социокультурных проблем Национального парка «Лосиный остров»
М.А.Лихачева. Проектная концепция и сценарная модель реновации городской среды города Владимира
Дуань Чжэчжун. Экологический дизайн: экология ландшафтной среды и традиционная культура
А.С.Скорик. Cовременные тенденции формирования фирменного знака туристического бренда
А.В.Васильев. Технологии дополненной реальности, виртуальной реальности, симуляции виртуального пространства в трехмерной среде
А.В.Кельцына. Из истории Тейковского Хлопчатобумажного комбината
А.А.Максимов. Дизайн мобильных роботов для пересечённой местности
Е.И.Кольцова. Художественная керамика: определения, критерии оценки
П.А.Валеева. Чаша как универсальный сосуд с точки зрения утилитарности и декоративности
М.А.Воробьева. Огненная скульптура. Перформанс рождения керамической средовой скульптуры
А.А.Бахтин. Эстетика процесса разрушения в современной керамике
Д.В.Бердник. Цианотипия как способ декорирования керамики
Е.С.Латышева. Исследование техники витражной эмали на примере работ П.А.Овчинникова из коллекции ГИМ
А.Н.Пластова. Исследование пуговиц с расписной эмалью XVII в. из собрания
А.В.Молчанов. Кимрский деревянный модерн как стилевое направление в истории русской архитектуры
А.В.Пахомова. К методике преподавания дисциплины «Цветоведение и колористика»: анализ личных цветовых предпочтений посредством эссе
М.М.Медведева. Выставка «Авангард. Список №1»: от реконструкции к переосмыслению музейного пространства
И.А.Семенов. Мотив пятиконечной звезды в христианском орнаменте
Д.Д.Платонов. Специфика накладного стекла в рамках витражного искусства
В.А.Рафиенко, В.И.Скопцова, Н.Н.Соколов, К.С.Мальский, М.Д.Верещагина. Дизайн образовательного пространства Музейного комплекса Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ)
П.Г.Нелюбин. Фуми-э: святой образ на стыке культур
Т.В.Ильина. Стилизация. Методическая работа по декоративной композиции в ДХШ
Э.А.Коленко. Композиция в графике на уроках ИЗО. Графическая серия «Законы диалектики»
Д.А. Дриаев. Косторезное искусство Удмуртии (на примере ярмарок и праздников 2019 г. на территории У.Р.)
Ш.С.Нозирзода, Ф.Ж.Феррейра. Разработка осветительного прибора для гидроабразивных установок

Дипломами II степени отмечены:
Е.И.Головина. Альтернативные направления в дизайне мебели второй половины XX - начала XXI века
А.А.Самоделова. Авангардные направления в зарубежном мебельном дизайне первой трети ХХ века
П.В.Симакина. Исследование расписного железного стола середины XIX века из собрания Государственного исторического музея
П.Е.Вохлачев. Социокультурный аспект формирования выставочных пространств в XXI веке
Я.В.Крайняя. Идеология модели «Город-Сад» как способ решения социально-культурных проблем города Магнитогорска
А.Ю.Рябова. Современные способы экспонирования. Влияние мультимедийных и интерактивных технологий на экспозиционный дизайн
И.М.Рудзинская. Принципы регионального дизайна территории железнодорожного вокзала Тюмени
Е.С.Рыбина. Фирменный стиль туристического бренда «Золотое кольцо России»
А.Л.Яворская. Мультимедиа как средство визуализации творчества Н.В.Гоголя и его значение для дома-музея писателя. Проектная идея
Д.А.Лактионов. Визуальный образ джаза в плакатах Никлауса Трокслера
А.Н.Филиппова. Актуальность и проектные возможности внедрения аддитивных технологий в строительные процессы
А.О.Говязин. От революции в театральной сценографии к универсальной проекции
Н.С.Тунев. Создание видеоигр как отражение этапов в истории искусства
Э.В.Лепихина. Создание эко-материала в ручной технике и применение его формообразующих свойств в дизайне одежды и аксессуарах
И.А.Самойлова. Поиск уникальных средств уникального дизайна
В.Ю.Стрелецкая. Некоторые современные тенденции формирования офисных пространств
Э.Н.Барзенкова. Science-Art как актуальное направление развития художественного творчества
Е.М.Ванюшина. Квасник. Возрождение традиционного русского сосуда в XXI веке
Ю.В.Черкасова. Органическая абстракция, природные формы и витализм в современной скульптуре
Д.Е.Андрусова. Художественно образные возможности техники pate-de-verre
К.С.Кузнецова. К вопросу о терминах «инсталляция» и «арт-объект» в современном искусстве
С.М.Микрюкова. Взаимодействие рационального и иррационального в дизайне
П.А.Потапова. Сен-Мишель д’Эгиль В Ле-Пюи-ан-Веле: стилистическое своеобразие и проблема влияний
Е.С.Опейкин. Кресло «Дуга, топоры и рукавицы» мастера В.П.Шутова
И.В.Блинова, А.С.Мишунина, А.А.Пузанов. Судьба уральского камнереза - камеиста Дениса Тетенева
Е.В.Косинова. Корреляция экологических и архитектурно-градостроительных систем в пространстве и функционировании Академгородка (г. Новосибирска)
Е.С.Колечкина. Живопись П. Брейгеля в фильмах А. Тарковского
Д.И.Акшова. Городская ферма-многофункциональное пространство по производству продуктов питания
К.Н.Наумова. Гарри Кларк - последователь Обри Бердслея?
Е.В.Морозова. Сравнение картины А. Иванова «Явление Христа народу» с картиной Э. Булатова «Картина и зрители»
И.И.Шедько. Традиции прошлого в новых медиа: видеоигра Journey как интерактивная инсталляция японского изобразительного искусства

Конкурсные научные работы преподавателей, аспирантов и студентов МГХПА им. С.Г.Строганова продемонстрировал новые направления научных исследований, их связь с творческой и проектной деятельностью учащихся и педагогов. Исследования сегодня все более и более превращаются в разведку новых территорий искусства и науки, лабораторию новых медиа и инструментов художественного творчества. Что является условием существования и развития современной школы дизайна, искусствознания, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства.

А.Н.Лаврентьев
проректор МГХПА им. С.Г.Строганова по научной и международной работе,
профессор, доктор искусствоведения
Ф.И.Рагимов
доктор экономических наук, профессор, проректор МГХПА им. С.Г.Строганова
по развитию социальной инфраструктуры и молодёжной политике

Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, наука, Проба пера

Previous post Next post
Up