КАНОН. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий

Jan 24, 2020 22:36



Сегодня в Строгановке прошла Международная научная конференция «КАНОН. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства». Академия имени С.Г.Строганова в четвертый раз в рамках Международных образовательных Рождественских чтений проводит научную конференцию, посвященную теме искусства христианского мира, охватывающую широкий круг тем и объектов изобразительного, монументально-декоративного и прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Ведь на протяжении почти двух веков значительное место в творческом наследии Строгановской школы занимало изучение истории и памятников христианского искусства, проектирование храмов и росписей, создание церковной среды, реставрация произведений живописи и прикладного искусства.
Всего на конференцию поступило 37 докладов из различных регионов России, а также Польши, Великобритании и Иордании. В слушаниях приняли участие представители многих гуманитарных и художественных вузов, а также Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, издательства Московской Патриархии. По этой ссылке можно скачать сборник трудов конференции.
Во время конференции диакон Геннадий Вихарев вел прямую трансляцию докладов в YouTube. Ниже, снятые им ролики будут помещены в тексте.
Репортажи с предыдущих Рождественских чтений в Строгановке здесь, здесь и здесь.




Открыл конференцию с приветственным словом к участникам епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев). Его доклад был посвящен центральной теме Рождественских образовательных чтений текущего года - «Великая Победа: наследие и наследники».

image Click to view



Александр Николаевич Лаврентьев, проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г.Строганова, вкратце представил тему, для обсуждения которой собрались докладчики - «КАНОН. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства». Александр Николаевич раскрыл задачи научной конференции и выпущенного к ее открытию сборника как опыта исследования канона в контексте искусства христианского мира, отечественной культуры, создания целостного образа храмового пространства. Ведь тема канона - это погружение одновременно и в прошлое, и в будущее.



Владимир Борисович Кошаев в докладе КАНОН И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО показал, что в изобразительном искусстве незыблем только КАНОН, а канонические правила имеют тенденцию развития или адаптации канона в условиях конкретных культур, что доставляет пищу для постоянного обсуждения специфики применения канона в процессе формирования предметно-пространственной среды. Отношение к образной системе в искусстве православного мира всегда строилась на основе богословия.



image Click to view



Мария Александровна Бурганова в докладе «Христос в темнице» рассмотрела цикл произведений русской церковной скульптуры XVI-XIX вв. из собрания музеев Саратова, связанный с каноническим сюжетом «Христос в темнице», его иконографией и историко-художественной эволюцией. Были приведены редкие архивные материалы, акварели Ф.Китавина, зафиксировавшие состояние скульптурных памятников в момент передачи их в музейные собрания. В рамках своего доклада Мария Александровна презентовала альбом "Русская скульптура XVI-XIX вв. Саратов", ставшего продолжением большой серии каталогов, вводящих в научный оборот наследие деревянной скульптуры малых городов русского Севера.



image Click to view



Вера Игоревна Ивановская в докладе "К вопросу о каноне, традициях и новаторстве в интерьере православного храма" рассмотрела роль православного канона, традиций и творческого начала в формирования интерьерного пространства храмов, отношение профессионального сообщества и прихожан к новаторским поискам.



image Click to view



Александра Владимировна Панкратова в докладе "Культурная апроприация канона" рассмотрела процесс культурной апроприации канона в парадигме модернизма и постмодерна, то есть сознательное уничтожение христианского смысла в объектах архитектуры и искусства путем превращения христианских символов в симулякры. Однако возможен и процесс обратной апроприации каноном нецерковного искусства.



image Click to view



Игорь Валерьевич Глазов в докладе "К проблеме достоинства образа: поиски нового изобразительного языка современной иконописи и богословская традиция" предложил рассмотреть несколько путей, по которым идет развитие русской иконописи в конце прошлого и начале нового века. Основной интерес, по мнению докладчика, представляет в этой связи поиск изобразительного языка, который бы позволял, сохраняя вечные ценности традиции, делать их зримо воспринимаемыми современным человеком.Тема оказалась чрезвычайно животрепещущей и вызвала бурную дискуссию в которой приняли участие М.С.Лытов, В.Б.Кошаев, В.И.Ивановская и Е.Ю.Суворова. Впрочем, подобные острые дискуссии возникали после и во время практически каждого доклада.



image Click to view











Илья Вячеславович Дюков в докладе "Храм в градостроительной иерархии русского города. Прошлое и настоящее" представил город как образец системы ценностей целых народов, где иерархия строений является важнейшим показателем умонастроения общества. Докладчик рассмотрел место храма в иерархической системе русского города. Как и тысячу лет назад, сегодня мировоззрение русских людей отчетливо проявляется в иерархии строений.



image Click to view



София Николаевна Рубцова в докладе "Проблема определения канона в оформлении пространства современного храма русской православной церкви" рассказала о проблеме понимания канона в церковном искусстве, в частности, в благоукрашении современных храмов РПЦ. Также были отмечены ключевые позиции актуальных дискуссий в вопросах традиционного и новаторского оформлений пространства православных сооружений. В докладе были приведены примеры интерьеров храмов РПЦ, убранство которых обращено к переосмыслению канонического правила в рамках церковного искусства.



image Click to view



Елена Владимировна Кузнецова в докладе "Исследование и этапы работы по воссозданию росписи фасада Кувуклии Гроба Господня Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря" описала выбор стратегий реставрации Кувуклии (часовни Гроба Господня) Воскресенского собора Ново-иерусалимского монастыря.



image Click to view



Дарина Юрьевна Черезова в докладе "Иконостасы Вятки на фотоизображениях рубежа XIX-XX веков" рассмотрела фотоизображения из Государственного архива Кировской области иконостасов рубежа XIX-XX веков Вятской епархии пяти уездов: Вятского, Слободского, Уржумского, Яранского, Глазовского. Впервые была поставлена и сформирована тема систематизации иконостасов Вятки по географическому принципу. По собранным фактическим материалам из литературных и архивных источников и фотоснимкам автором был сделан первичный анализ на уровне конструктивных, декоративных и стилистических решений.



image Click to view



Мария Геннадьевна Круглова в докладе "Алмазы в контексте истории декоративно-прикладного искусства христианского мира" показала, как алмаз стал известен миру около пяти тысяч лет тому назад (считается, что впервые алмаз был найден на границе Индии и Тибета) и с тех пор не перестает привлекать к себе внимание. Владение уникальными алмазами многие века истории человечества определяло силу и успешность правителя, со многими камнями были связаны значимые государственные события и судьбы людей.



image Click to view



Евгения Юрьевна Суворова в докладе "К вопросу о западноевропейских источниках религиозной живописи В.Л. Боровиковского" рассмотрела вопрос обращения В.Л.Боровиковского к католической иконографии «Иммакулата Концепцио» («Непорочное Зачатие») и использования ее элементов и композиционных решений в своей религиозной живописи, высоко ценимой современниками.



image Click to view



Андрей Николаевич Бухникашвили в докладе "Изобразительная система иконописного канона (авторская концепция)" представил результаты авторского исследования изобразительной системы иконописного канона.



image Click to view



Ольга Игоревна Лексина в докладе "Соединение восточной и западной христианских традиций в мозаиках Марко Рупника в Кафедральном соборе св. Девы Альмуденской в Мадриде" проанализировала взаимодействия восточных и западных христианских традиций в мозаиках Часовни Святых таинств в Кафедральном соборе Мадрида, созданных мастерской духовного искусства Центра Алетти под руководством падре Марко Рупника.



image Click to view



Евгения Александровна Орловская в докладе "Роль храмового убранства в оформлении частных светских интерьеров конца XIX - начала XX столетия" рассмотрела роль храмового убранства в формировании предметно-пространственной среды частных светских интерьеров конца XIX - начала XX столетия. Художники нового поколения воспринимали церковное декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство в качестве основы для современных декораторских решений, существенно обогативших культуру интерьера в России обозначенного хронологического периода.



image Click to view



Ольга Борисовна Павлова в докладе "Обращение к христианским образам в современном искусстве" проследила, как происходит взаимодействие авторов, концепций, произведений современного искусства и христианской традиции. Ссылаясь на образы христианского искусства, произведения современных авторов могут поднимать актуальные остросоциальные и вечные философские проблемы.



image Click to view



книги, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up