Конференция «Архетип и универсалии в искусстве христианского мира»

Jan 26, 2018 20:18



Сегодня в МГХПА им. С.Г. Строганова состоялась Международная научная конференция «Архетип и универсалии в искусстве христианского мира от античности до современности: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда», прошедшая в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Рождественские чтения в Строгановке проходят уже второй год, репортаж о первой конференции можно посмотреть по ссылке. В этот раз тема конференции фактически продолжает вектор исследования культуры христианского мира с точки зрения устойчивых архетипических основ искусства в его онтологической предобразованности, духовного видения, творческого мышления в визуальных искусствах, проектной деятельности, различных сферах и областях предметно-художественного творчества, предметно-пространственной среды. Под катом фоторепортаж, сборник конференции можно скачать по этой ссылке.


Открыли конференцию Владимир Борисович Кошаев и Александр Николаевич Лаврентьев, поприветствовав участников и вкратце обрисовав спектр поднятых докладчиками проблем. В последовавшем затем докладе "Метаморфема и канон в искусстве христианского мира" В.Б. Кошаев рассмотрел понятие архетипа, отметив, что его трактовка обусловлена чаще дисциплинарными функциями, и приемлемой общетеоретической основы архетипа не существует. Категория архетипа замещена его модальностями: типом типичностью архетипичностью и др. Методологически замещение модальностью ИМЕНИ является распространенной ошибкой, отметил докладчик.



Карль Нубарян в докладе "Мифы и их символы. Влияние на формирование христианской символики" рассмотрел происхождение мифа и его символики на Древнем Ближнем Востоке. Особенно акцентируя внимание на факторах возникновения мифа и его влияние на формирование христианской символики.



Предметом исследования Махар Дауд является «Пальмирская икона», работа выполненная в 2009 г. сирийским художником Низаром Сабуром и принадлежащая коллекции Пальмирских икон, представленной в Париже в галерее Europea (13 сентября - 29 октября 2010 г.). Докладчица рассказал о продолжении диалога о влиянии местного искусства в Сирии на мировое христианское искусство в самом его начале. Вопрос о сирийском влиянии на начальных этапах развития раннехристианского искусства не раз поднимался исследователями позднеантичного и раннесредневекового искусства.



Ольга Юрьевна Михеева в докладе "Образ херувима в русской сакральной пластике" раскрыла некоторые результаты своего исследования посвященного анализу иконографии образа ангела в русской деревянной пластике, материалам и техникам, применяемым при изготовлении, региональным особенностям в контексте реставрации и реконструкции иконостасов.



Людмила Борисовна Фрейверт в докладе "Значение понятий «архетип», «идеальный тип» для художественного формообразования в дизайне" показала правомочность и продуктивность применения понятий «архетип», «идеальный тип» к художественной форме в дизайне и других искусствах. Докладчиком было дано определение архетипа художественного формообразования и рассмотрено соотношение с коррелирующими понятиями: «универсалия», «структура», «инвариант», «общий принцип», «модель, «способ», «прием». Следует отметить, что сама идея посвятить конференцию исследованию понятия "архетип" была подсказана организаторам научными работами Людмилы Борисовны.



Евгений Васильевич Жердев в докладе "Архетипическая сущность метонимии в художественном образе" рассмотрел архетипическую сущность метонимии как поэтического тропа в художественном образе произведений изобразительного искусства и дизайна. Докладчик дал обоснование тому, что в структуре метонимии главную роль играет тип, который в современном искусствознании может рассматриваться в контексте архетипа.



Вера Игоревна Ивановская в докладе "Методика проектирования предметов церковного обихода (опыт преподавания на кафедре «Храмовое зодчество»)" дала краткое описание целей и задач обучения магистрантов кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ проектированию предметов церковного обихода.



Ольга Игоревна Лексина в докладе "Гиперболический параболоид как основа пластических и пространственных решений в архитектуре западной католической церкви середины ХХ в." на примере церковной архитектуры Ф.Канделы и Фр.Коэльо де Португаля рассмотрела гиперболический параболоид как основу пластических и пространственных решений в архитектуре западной католической церкви середины ХХ в.



Александра Владимировна Панкратова в докладе "Восстановление архетипических оснований в дизайне" отметила, что социальная практика дизайна сложилась в историческую эпоху, когда происходил разрыв с трансцендентным. Пионеры дизайна манифестировали отказ от традиции, прошлого, а значит, и от архетипических оснований предметного мира. В состоянии отказа от архетипа дизайн просуществовал больше ста лет и дошел до полной симуляции действительности. По мнению автора будущее дизайна должно быть связано с восстановлением архетипических основ человеческого бытия.



Александр Георгиевич Пушкарев в докладе "Равносторонний крест как архетип пластических трансформаций" отметил, что исследование креста как символической формы имеет давнюю традицию. Вместе с тем, исследование геометрических (конкретно пластических) свойств равностороннего креста предпринимается впервые и дает возможность рассматривать его как архетип пластических трансформаций. Модульные, масштабные, пространственные трансформации позволяют создать на основе архетипа новые значения, включающие древние символы в контекст современных культурных поисков с широким диапазоном возможных результатов.



В заключении конференции Александр Николаевич Лаврентьев в докладе "Круг, нимб и инварианты графических структур" рассмотрел культурное, символическое, художественное, проектно-графическое и семиотическое взаимодействие круглых форм в иконе, научных моделях Мироздания в сравнении с абстрактно-геометрическими композициями художников русского авангарда, в частности, А.М. Родченко. Докладчик показал связь этих форм с идеей света, свечения, иррадиации. Был выдвинут тезис о моделировании в подобных композициях неких универсальных состояний (включая и сознание) и проектных образов.



В рамках конференции также прошла выставка фоторабот Алексея Коноплева из цикла "Рождество" и Александры Коноплевой из цикла "Путевые заметки".







книги, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up