Пространство, Движение, Свет в искусстве христианского мира

Jan 25, 2019 22:44



Сегодня в МГХПА им. С.Г.Строганова состоялась международная научная конференция "Пространство, Движение, Свет в искусстве христианского мира от античности до современности. Изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда". Конференция была посвящена памяти святой преподобномученицы Елизаветы Романовой, великой княгини, попечительнице Императорского Строгановского училища. Собравшиеся обсудили широкий спектр вопросов о соотношении элементов триады "Пространство - Движение - Свет" в процессе художественного творчества, формировании художественного замысла и его реализации в искусстве христианского мира. Всего на конференцию поступило 49 докладов из различных регионов России, а также Польши, Великобритании, Молдавии, США, Сирии и Иордании. По этой ссылке можно скачать сборник трудов конференции.
Репортажи с предыдущих Рождественских чтений в Строгановке здесь и здесь.


По сложившейся традиции открыл конференцию проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г.Строганова Александр Николаевич Лаврентьев. Александр Николаевич вкратце пояснил выбор темы конференции и рассказал о роли Елизаветы Федоровны в жизни Стргановского училища. Был показан фрагмент исторической хроники, запечатлевшей приезд Елизаветы Федоровны на закладку здания Кузнецовского корпуса на Рождественке.



image Click to view



image Click to view



Александр Михайлович Шарипов в докладе "Художник и мыслитель: М.В.Нестеров и И.А.Ильин о традиционных ценностях культуры" рассказал о творчестве знаменитого русского художника Нестерова и русского философа Ильина, их понимании истории, культуры, искусства и духовности.



image Click to view



Владимир Борисович Кошаев дал краткий философский обзор проблематики русской иконы и народной культуры, расставив акценты правильного отношения к этим феноменам духовной культуры и художественного творчества.



image Click to view



Александра Владимировна Панкратова в докладе "Эйдос как основание красоты вещей в христианской парадигме" рассмотрела эйдос (идея) как важнейший аспект христианской эстетики. Христианский художественный канон является средством выражения представлений об эйдической иерархичности бытия.



image Click to view



Евгений Васильевич Жердев в докладе "Пространство как эстетическая сущность в художественном творчестве" рассмотрел проблему пространства в художественном творчестве, выявив эстетическую роль пространства в искусстве и дизайне и определив виды пространства.



image Click to view



Илья Вячеславович Дюков в докладе "Живописные образы пространства города и храмовой среды в сакральном восприятии мироустройства" рассмотрел проблему предметной связи объектов и произведений искусства в пространстве окружающего мира. Осмысленное осознание пространства города, храма и формируемой вокруг него площади является главной проблемой в разработке теорий, связанных с творчеством человека. Именно здесь находится ключ к пониманию взаимосвязей различных элементов материальной культуры человечества. Причем связей как формального, так и сакрального характера. В заключение несколько слов к сказанному добавил Владимир Ильич Большаков.



image Click to view





Елена Владиславовна Бутрова в докладе "Опыт церковных росписей в раннем творчестве Степана Эрьзи (1890-е гг.)" рассмотрела особенности стилистики и проблематика сохранения, изучения и популяризации иконописного наследия скульптора на примере неизвестных ранее росписей Софийского собора в г. Лаишево (Татарстан). Автором росписей стал Степан Нефедов, который в будущем прославился как скульптор Степан Эрьзя (1876-1959). Им были написаны шестнадцать фигур святых для центральных столпов церкви. Росписи сильно пострадали в течение советского и в настоящее время нуждаются в реставрации.



image Click to view



Людмила Борисовна Фрейверт в докладе "Свет, пространство, движение и развитие в мирской европейской культуре и их религиозный подтекст: на подступах к теме" рассмотрела религиозный и духовный подтекст понятий «свет», «движение», «развитие», «пространство» в светских областях европейской культуры. Людмила Борисовна проанализировала различные примеры, от гравюры Полайоло и хроматического мадригала до Московского центрального кольца.



После перерыва вторую часть заседания открыл доклад Аники Николаевны Чебан "Использование естественного освещения в языческих и христианских храмах (сравнительный анализ по периодам)". На протяжении веков дневной свет был единственным эффективным источником света в языческих и христианских храмах. Естественное освещение распространялось в храме через оконные проемы в стенах и потолке дополняя интерьер, придавая ему божественность и таинственность.



image Click to view



Вера Игоревна Ивановская в докладе "Свет и пространство в интерьере православного храма" рассмотрела принципы организации освещения в православных храмах, его взаимодействие с воздушным пространством и убранством храма. Объяснила значение света для внутрихрамового пространства и его символическое прочтение.



image Click to view



Лейла Ахмедовна Аль-Нуман в докладе "Витраж в средневековом храме как пространственная и светоцветовая система" рассказала о готическом соборе как воплощении поэтической мечты о Божьем граде, символе небесного Иерусалима, представшего в видении Апостола и Евангелиста Иоанна, со стенами из сапфиров, аметистов, изумрудов и улицами, как «чистое золото, как прозрачное стекло». Храм рассказывает об этом и даже, в каком-то смысле, создает его перед глазами верующих. Храм рассматривается как сфера проникновения Божественного света в земной мир. Витражи являются важнейшим элементом картины града Божия, которым и является собор.



Маргарита Сергеевна Широковских в докладе "Образы Божественного Света в шведском гобелене: от Благовещения к Рождеству" рассказала о своеобразии художественной культуры Швеции, которое нашло отражение в области шпалерного ткачества, в то время как особенности распространения христианства сформировали ряд характерных праздничных обычаев. Швецкое шпалерное ткачество было рассмотрено на примере образцов народного искусства и творчества М.М.-Фчеттерштром.



Максим Сергеевич Лытов в докладе "Долгий путь в Вифлеем. Поиски архитектурного образа и монументально-декоративного убранства современного православного храма" рассмотрел сложную природу храмового комплекса как священного пространства, содержащего Божественное Откровение, позволяющего нам ощутить присутствие Бога и воссоединение с Ним. Также были проанализированы эволюция архитектуры православных храмов в контексте пространственно-образной структуры и технологических новаций.



image Click to view



Екатерина Олеговна Мирошина в докладе "Особенности настенных росписей и система живописной декорации храма святителя Николая чудотворца Николо-Перервинского монастыря в Москве" впервые предприняла попытку анализа иконографического построения, живописно-пластического языка, композиционного синтеза архитектуры и росписей в храме святителя Николая Чудотворца (бывшего соборного храма) Николо-Перервинского монастыря. В основе лежит принцип комплексного искусствоведческого анализа, а также подробное изучение настенных росписей автором исследования в ходе реставрационных работ.



image Click to view



Михаил Сергеевич Банков в докладе "Пространство, цвет и свет в объемном меандровом орнаменте книжной миниатюры эпохи Каролингов" впервые рассмотрел типологию объемного меандрового орнамента на примере книжной миниатюры Каролингов. Этот вид орнамента широко использовался в искусстве поздней Античности, а позже и в живописи раннего Средневековья. Автором выявлены принципы построения пространства и передачи объема в меандровом орнаменте средствами художественной выразительности, которые используют средневековые миниатюристы, исходя из дуальности христианского мировоззрения и концепции Божественного Света.



Юлианна Александровна Скрыпник в докладе "Аллюзия движения цвета" рассмотрела основные принципы цветоведения и колористики. Значительное внимание было уделено раскрытию вопроса внутреннего движения цвета. Автором проводилась параллель с естественным восприятием изолированного цвета и символизмом цвета в иконописи.



Вера Константиновна Шилова-Саввинова в докладе "Якутский крест Сурэх" впервые с искусствоведческой точки зрения представила якутские нагрудные кресты сурэх XIX - начала XX в. из фондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е.М. Ярославского. Сурэх является женским шейным украшением торжественного характера, в котором присутствует интеграция и объединение символов и образов христианской православной веры на новой этнической почве.



Игорь Валерьевич Глазов в докладе "Утопии в русском искусстве первой четверти ХХ века" показал, как предреволюционные годы в России характеризовались всплеском эсхатологических настроений. Художники, приняв на себя роль пророков, искали адекватные ответы на вызовы времени, моделируя человека будущего и будущее общественное устройство.



Галина Михайловна Салтыкова в докладе "Пространство, движение, свет в обучении студентов дизайну" рассмотрела вопросы дизайн-образования, в рамках которого идет изучение пространства, движения, света. Материал построен на опыте преподавания дизайна в Московском педагогическом государственном университете.



В заключении конференции выступила Евгения Анатольевна Козлова с докладом "Пространство, движение и свет: новые технологии". Были рассмотрены текущие проблемы технологий в мультимедийном искусстве и возможные пути развития технологий в будущем.



Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up