О праздновании Рождества в Советской России

Jan 08, 2019 13:46



Почему-то в этом году пользователи интернета с особым пылом принялись обсуждать проблему официального празднования Рождества Христова в отечественных календарях 20 столетия. Одни с удивлением узнают, что, оказывается, в 1917 г. этот праздник отмечали, как и почти во всем мире, 25 декабря, другие напоминают, что не только в православной Российской Империи, но и якобы в первые годы после революции Рождество отмечали в декабре. А официальным выходным днем 7 января, по их мнению, впервые становится только в 1990-х годах. В действительности всё было несколько сложнее. Предлагаю вам вместе со мной разобраться с этим вопросом.


В 1917 г. Российская империя жила еще по юлианскому календарю, по этой причине и праздновалось Рождество Христово 25 декабря. Если мы заглянем, даже сейчас, в любой церковный календарь, то увидим, что вся церковь по-прежнему Рождество отмечает именно 25 декабря, только этот день приходится как раз на 7 января по новому, григорианскому стилю.



Самым интересным оказался 1918 год. Как я уже сказал, Рождество успели отпраздновать 25 декабря 1917 г. А вот Крещение Господне (Богоявление) пришлось уже на 19 января 1918 г., то есть официальная церковная дата сохранилась, хотя летоисчисление стало иным. Так и сейчас по григорианскому календарю Богоявление празднуется в этот день, хотя в юлианском календаре он приходится на 6 января. Хотя можно найти календари 1918 г. отпечатанные по старинке, ничем не отличающиеся от дореволюционных. Самым же необычным в 1918 г. стало то, что сразу после 31 января последовало 14 февраля. Это было вызвано подписанным Лениным «Декретом о введении в Российской республике западно-европейского календаря».





Несмотря на явные атеистические установки Советской власти, вплоть до 1930 года в официальном календаре сохранялся целый ряд церковных двунадесятых праздников, прежде всего Пасха и Рождество, эти дни были нерабочими наравне с Первомаем (Днем Интернационала), Днем революции, Днем Парижской Коммуны и другими новыми советскими праздниками. Даже знаменитая ленинская елка в Горках была организована в 1923 году именно на Рождество. Хотя, следует отметить, что вместо Рождества Христова в табель-календарях зачастую стали писать некое абстрактное Рождество.











Любопытно, что церковные праздники, отмечавшиеся до 1924 года по юлианскому календарю, после были сдвинуты в соответствии с календарем григорианским, что, вероятно, стало следствием сделанной властями ставки на обновленческую церковь. Обновленцы полностью поддерживали проводимые новым режимом идеи модернизации православной церкви. Среди прочего, в своем реформаторском стремлении преобразовать традиционный церковный уклад они перешли на принятое новой властью еще в 1918 году новое летоисчисление.



Как раз в 1924 году произошел окончательный разрыв Патриаршей Церкви с обновленцами, что, по всей видимости, и вызвало изменения в гражданском календаре. Так продолжалось до 1929 года включительно.











В 1930 же году в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю все религиозные праздники были окончательно отменены Советской властью. Непрерывная рабочая неделя (непрерывка) представляла собой новую организацию рабочей недели, введенную в связи с решением сделать работу предприятий непрерывной, без выходных. В этих целях отменялись общие для всей страны выходные, и для каждого рабочего они устанавливались индивидуально. Введение непрерывки осуществлялось вместе с резким уменьшением количества выходных и праздничных дней. Теперь рабочая неделя длилась четыре дня, а следующий за ними день был выходным.



история России, наука, история СССР, календарь

Previous post Next post
Up