23 ноября в МГХПА им. С.Г. Строганова состоялась Международная научная конференция, посвященная 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного музея МГХПА им. С.Г.Строганова - «Museum-Stroganov-2018. Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра». Музеи прикладного искусства и дизайна с одной стороны, показывают материал понятный широкой публике, с другой стороны, это собрания элитарного, профессионального типа. Здесь важны документы, следы проектных размышлений художников, архитекторов, дизайнеров. Наличие подобных графических материалов позволяет атрибутировать и восстанавливать объекты. Для музейных работников экспонаты - живые существа со своей уникальной историей, они свидетели жизни художников, собирателей, реставраторов. Участники конференции показали, что мультимедиа, интерактивность - актуальные формы существования музейных материалов, но это лишь технологии, которые нуждаются в гуманитарной, художественной идее. Важно, что участники конференции намечают пути дальнейших исследований. Здесь и возрождение утраченных технологий декоративного искусства на основе музейных экспонатов, и формирования информационных баз данных и массивов в межмузейном пространстве, и поиск средств и форм художественно-образной интерпретации культурного наследия в его трансляции следующим поколениям.
Всего на конференцию поступило 69 докладов из различных регионов России, а также Польши, Великобритании, Лихтенштейна, Италии, Испании и Китая. Ниже можно ознакомиться с фоторепортажем пленарного заседания конференции и ее секций. Выступления в виде стендовых докладов опубликованы в сборнике материалов конференции, который можно скачать по этой
ссылке.
Открыл конференцию проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г.Строганова Александр Николаевич Лаврентьев, вкратце описав основные проблемы, поднятые авторами выпущенного к открытию конференции сборника и рассказав о деятельности Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г.Строганова.
Заведующий отделом дизайна НИИ РАХ, президент НАД (Национальная Академия Дизайна) Владимир Рувимович Аронов рассказал о многочисленных попытках обобщить мировой опыт развития музеев дизайна, включая переход к компьютерным технологиям, демонстрации роли дизайна в реальной окружающей среде и его значения в художественной культуре.
В заключение Владимир Рувимович подарил Музею МГХПА им. С.Г.Строганова образцы тканей, выпущенных в 1994 г. в Австрии по рисункам Любови Поповой, с 1920 г. преподававшей во ВХУТЕМАСе. Эти ткани были переданы в дар Музею искусствоведом Людмилой Петровной Монаховой.
В докладе «Музейная культура: время перемен» член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник России Наталья Владимировна Мурадова показала, что музейная культура вступила в новую фазу. Желая сохранить свой статус и достойное место в эстетическом пространстве, музеи вынуждены идти на бесконечные выдумки и уловки для привлечения зрителей и участников культурного процесса. Раньше именно художник и его произведения являлись главными героями музейного пространства. Теперь эта роль постепенно переходит к дизайнеру, устроителю эффектного шоу, где зачастую сам предмет, требующий внимания, рассмотрения и, может быть, даже раздумий, теряется среди света, цвета и повышенного декора.
Главный художник экспозиуионно-выставочного отдела Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Георигиевич Рейнер рассказал о проблемах современного проектирования экспозиции на примере организации дизайнерской деятельности при создании современной музейной экспозиции музея «Куликово поле».
Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Леонидовна Астраханцева представила новые сведения о жизни и деятельности Николая Васильевича Глобы, последнего директора Императорского Строгановского училища, выдающейся личности, педагога, художника, блестящего организатора художественного образования.
Директор музея МГХПА им. С.Г.Строганова Марина Михайловна Зиновеева в докладе «История даров Художественно-промышленному музеуму Строгановского училища второй половины XIX - нач. ХХ века» показала историю пополнения собрания Строгановского музея дарениями и подношениями августейших особ, представителей дворянской аристократии и крупнейшими русскими промышленниками.
Главный научный сотрудник факультета истории искусства РГГУ Светлана Измайловна Баранова в докладе «О первых поступлениях изразцов в собрания музеев Москвы» рассказала об истории первых находок русских изразцов. Особо была выделена роль крупнейших исследователей русского изразца Н.В.Султанова и А.В.Филиппова, так как, благодаря их публикациям и архивам удалось идентифицировать хранящиеся в собрании МГОМЗ находки.
Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Ольга Дмитриевна Бубновене в сообщении «Традиционная культура в экспозиции» показала, как на материале многолетних исследований искусства народов Югры были сформированы практики реконструкции по художественным технологиям, исторически бытовавшим на территории региона.
Во время перерыва главный хранитель Музея МГХПА им. С.Г.Строганова Александра Викторовна Трощинская провела для участников конференции экскурсию по собранию Музея на тему «Формирование собрания музея МГХПА им. С.Г.Строганова в послевоенный период».
Во второй половине дня конференция разделилась на две секции. Первую - «Проблемы художественного образования. Музеи дизайна. Тенденции и перспективы» в помещении Музея провел А.Н.Лаврентьев.
Историк костюма, куратор выставки «Мода - народу!» Наталия Борисовна Козлова в докладе «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну» рассказала о выставке, которая была представлена в сентябре 2017 года в ВЦ «Рабочий и колхозница», затем в Торговом Доме ГУМ на первой линии, в РГУ им. А.Н.Косыгина.
Профессор кафедры ТИИ МГХПА им. С.Г. Строганова Мария Терентьевна Майстровская в докладе «Музеи декоративно-прикладного искусства Вены (история, коллекции, экспозиции)» рассказала о известных и популярных музеях декоративно-прикладного искусства австрийской столицы - Кунсткамере и Серебряном кабинете Хофбурга, а также Австрийском музее прикладного искусства (МАК). Докладчиком были кратко рассмотрены их история, характерные черты, коллекции и современные экспозиции, новые принципы и приемы презентации коллекций, концептуальные подходы в экспонировании предметов декоративно-прикладного искусства и экспозиционном дизайне этих музеев.
Старший преподаватель Школы дизайна РАНХиГС при Президенте РФ, доцент кафедры дизайна Национального Института Дизайна Дмитрий Владимирович Сидоров в докладе «Частные виртуальные коллекции: сбор и классификация информации» рассмотрел создание нового типа коллекций с помощью современных каналов коммуникаций, а также инструменты их классификации. Был проанализирован опыт создания виртуальной коллекции изображений в результате спонтанного сбора информации посредством современных сетевых и облачных ресурсов и возможные способы ее систематизации и усовершенствования.
Куратор объединения «Выставочные залы Москвы» Лариса Николаевна Климова в докладе «"Протомузей" в контексте дизайн-образования» рассмотрела проблемы развития музея в системе художественного и художественно-промышленного образования. На примере «Протомузея», созданного Мастерской-ТАФ, Лариса Николаевна познакомила с актуальными формами существования музея в образовательном процессе и методикой работы с музейной коллекцией, в частности, с экспозиционным протодизайном музейных и выставочных проектов, рассмотренным на примере многолетнего практического опыта.
Доцент кафедры инженерной графики и дизайна СПбПУ Петра Великого Владимир Владимирович Лаптев в докладе «Виртуальная реальность и музейная экспозиция: погружение в историю дизайна» рассказал об использовании технологии виртуальной реальности в музейной экспозиции. Докладчик провел типологический анализ стилистических направлений графического дизайна на основе характерных критериев художественной выразительности, на них опирается создание приложения для визуализации стиля неопластицизм в виртуальном пространстве.
Заместитель заведующего Просветительским центром Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Наталья Леонидовна Денисова в докладе «Художественное образование на материале традиционного искусства в России на рубеже XIX-ХХ веков. Школа-ВУЗ-Музей» представила краткий обзор истории художественного образования на материале традиционного искусства в России на рубеже XIX-XX вв. Тогда были заложены методы передачи знаний о традиционной культуре подрастающему поколению.
Профессор Российской aкадемии естествознания, учитель технологии школы № 1828 «Сабурово» Леонид Владимирович Резанов в докладе «Комплексность воспитательных задач экспедиций Детской академии русской культуры по комплектованию новых поступлений школьного музея народного ДПИ им. Г.А. Величкиной» рассказал о необходимости формировать подлинное отношение к материальному и нематериальному наследию в современной школе, закладывать прочный фундамент осознанного и уважительного отношения к прошлому и предметам культуры как истинным свидетелям времени, освоенных технологий, предпочтений и помыслов наших предков. Результативность этнографических экспедиций выражается в постоянной работе подрастающего поколения по накоплению фондов школьного музея и применению инноваций на народных традициях, что имеет выражение в исследовательских и проектных работах.
Аспирант кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Анастасия Владимировна Дубровская в докладе «Музей для реального мира. Инклюзивная дизайн-программа "Дружелюбная среда для людей с РАС"» рассказала о существующих на данный момент формах адаптации людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в рамках дизайн-программы «Дружелюбная среда для людей с РАС». Была приведена характеристика данного диагноза в аспекте инклюзии - включения людей с особенностями развития в активную общественную деятельность на равных правах с другими людьми. Основное внимание Анастасия Владимировна уделила музею как площадке культурного обмена, в которой уже созданы или только разрабатываются программы для посетителей с расстройствами аутистического спектра.
Вторая секция - «От коллекции - к музею. Исследования, реставрация, атрибуция произведений декоративного искусства» провел в аудитории 409 заведующий научно-методического отдела МГХПА им. С.Г. Строганова Алексей Владимирович Сазиков.
Открыла секцию аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Удмуртского государственного университета Анастасия Викторовна Любич, рассмотрев в докладе «Традиционные гончарные изделия в современной экспозиции (на примере передвижного выставочного проекта Соловецкого музея-заповедника и Удмуртского государственного университета "Взят от земли, яко Адам")» цели включения гончарных изделий XIX-XX веков в современные экспозиции, а также подняв вопросы художественно-эстетической ценности народной керамики и рассмотрев способы ее раскрытия через формат выставки.
Старший преподаватель кафедры истории западноевропейского искусства Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Елена Витальевна Клюшина в докладе «Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельги» проанализировала особенности построения экспозиционного пространства выставки «Орта и Уолферс: Реоткрытие магазина братьев Уолферс 1912 г.», действовавшей в Королевских музеях искусства и истории Бельгии в период с 29 ноября 2017 г. по 31 декабря 2018 г.
Младший научный сотрудник БГХМ им. М.В.Нестерова, г. Уфа Эльвира Рафаэловна Мамлеева в докладе «Произведения коллекции народного творчества башкир в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова» привела сведения о коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства и сотрудниках Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, внесших значительный вклад в ее собирание, систематизацию и научный анализ. Были описаны наиболее яркие художественные произведения коллекции, относящиеся к традиционному национальному костюму башкирской женщины: это праздничный головной убор «кашмау» и некоторые другие предметы одежды.
Руководитель научного направления в Галерее современного искусства «Матисс клуб» Ольга Юрьевна Кошкина в докладе «Художники круга А.П. Зайцева: скульптура и пластика как пространственная метаморфоза» рассказала о художнике А.П. Зайцеве - профессоре кафедры рисунка СПбГХПА им. А.Л.Штиглица, исследователе аналитических законов, применяемых в различных художественных произведениях, представителе «эрмитажной школы» Г.Я.Длугача - неформального объединения ленинградских художников второй половины ХХ в. Смысловая целостность, обретаемая в новой архитектонической форме, в которой элементы находятся в равнозначной зависимости по отношению к другим элементам, привлекала к сотрудничеству с Зайцевым молодых живописцев и скульпторов.
Магистрант кафедры реставрации художественного металла МГХПА им. С.Г. Строганова, младший научный сотрудник Государственного исторического музея Полина Вадимовна Симакина в докладе «Исследование Нижнетагильских жестяных шкатулок с лаковой росписью первой половины XIX века из собрания ГИМ» рассказала об исследовании нижнетагильских шкатулок XIX века из собрания отдела металла Государственного исторического музея, комплекс которых не был анализирован ранее. В ходе исследования были составлены продемонстрированные аналоги живописных изображений, изучена школа лакового мастерства Урала.
Аспирант кафедры Истории искусств и гуманитарных наук факультета «Искусство реставрации» МГХПА им. С.Г. Строганова Анна Дмитриевна Акилова в докладе «"Портрет женщины в красной рубахе, высоком жемчужном головном уборе и фате" из собрания музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова: проблемы реставрации и атрибуции» рассмотрела проблему атрибуции женского портрета из коллекции строгановского музея, подняв вопрос о целесообразности разработки специальной реставрационной методики для портретов русской провинции. Было предложено уточнение датировок времени создания портрета на основе анализа женского костюмного комплекса Верхнего Поволжья, а также исследованиях во время реставрации портрета в 2017-2018 гг.
Аспирант кафедры «Реставрации художественного металла» факультета «Искусство реставрации» МГХПА им. С.Г. Строганова Мария Александровна Дидрих в своем докладе рассмотрела проблемы атрибуции французской живописной миниатюры в технико-технологическом аспекте. Миниатюры, имитирующие резные камеи, не имеют точной информации о технике исполнения в большинстве музеев Европы и России. Изучение объектов с миниатюрами в форме камей из собрания ГИМ и Государственного Эрмитажа помогло выявить редкую технику энкаустической росписи по слоновой кости и разработать методику определения данного вида живописи.