Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. День второй. РАХ

Apr 18, 2019 22:17



Сегодня в Российской академии художеств прошло второе заседание Международной научной конференции "Баухауз и художественные школы эпохи авангарда", посвященной 100-летию Баухауза. Вторая площадка конференции - Российская академия художеств - естественно, предполагает более подробный анализ процессов взаимодействия и синтеза искусств, анализ роли отделений и мастерских прикладного искусства, экспериментов в области театра, костюма и моды, рождение новой визуальности в графическом дизайне, фотографии и рекламе. Важным аспектом рассмотрения становится специфическое именно для Баухауза понимание пространства проектирования художественных образов, обучение творчеству. Более широкий охват областей искусства раскрывает роль Баухауза как источника многих художественных направлений ХХ века.


С приветственным словом открыла конференцию директор НИИ РАХ Наталия Владимировна Толстая.



Первый вице-президент Российской академии художеств Виктор Григорьевич Калинин в своем приветственном слове сказал о значении конференции в поиске дальнейших путей развития русского искусства и дизайна, задействовании исторического наследия в определении принципов организации предметно-пространственной среды.



Татьяна Юрьевна Гнедовская в докладе "Вальтер Гропиус и Баухауз: предыстория" говорила о близких к Немецкому Веркбунду художниках, архитекторах, педагогах и меценатах, которые приняли активное участие в судьбе Вальтера Гропиуса, способствовали его назначению на пост директора Баухауза, а также во многом определили специфику его художественных и педагогических взглядов.





Людмила Петровна Монахова в докладе " Педагогическая система Пауля Клее" рассказала о ряде публикаций творческого наследия таких ярких представителей Баухауза, как Пауль Клее и Иоганнес Иттен, в которых ей довелось принять участие. А также подробно остановилась на рассмотрении основ педагогической системы Пауля Клее.



Светлана Петровна Никольская в докладе "1910-е: Нижегородский плафон А.А. Веснина, веймарская Wandmalereiwerkstatte и новая типология монументальной живописи" рассказала о двух сравнительно малоизвестных фактах - создании живописных плафонов в особняке Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде А.А. Весниным (1915) и начале работы Wandmalereiwerkstatte, мастерской настенной живописи Баухауза (1919), позволив себе их сопоставить с целью уточнения специфики понятия «монументальная живопись» в дизайне.





Татьяна Леонидовна Астраханцева в докладе "Ева Штрикер. Встреча европейского дизайна с советским фарфором" говорила о роли и влиянии выдающего венгерско-американского художника-дизайнера Евы Штрикер (1906-2011) на советский фарфор в период ее пребывания в Советском Союзе в 1932-1937 гг.



Ирина Юрьевна Перфильева в докладе "Наум Слуцкий. Традиции Баухауза в художественных украшениях Англии" представила творческую личность Наума Слуцкого - потомственного ювелира, единственного представителя школы Баухауза, который занимался дизайном ювелирных украшений. Ему удалось синтезировать ремесло ювелира и актуальные концепции взаимодействия объекта с пространством. Он фактически стал основателем Английской региональной школы ювелирного дизайна.



Дмитрий Владимирович Фомин в докладе "Обучение художников книги в Баухаузе и ВХУТЕМАСе" рассмотрел процесс обучения будущих художников книги в этих двух легендарных институтах 1920-х гг. Докладчик провел сравнительный анализ их печатной продукции, выявил стилевые тенденции, преобладавшие в работах педагогов и студентов.



Ирина Юрьевна Чмырева в докладе "Фотоавангард 1920-х годов: школы, творческие судьбы, международные контакты" проанализировала обучение в школах художественного авангарда, представила опыт рассмотрения биографий фотографов-выпускников новых школ 1920-30-х годов. В истории российской фотографии период 1920-30-х годов является одним из самых известных, и, одновременно, именно в его описании присутствуют широта и неопределенность трактовок того, что есть «фотографический авангард».



После небольшого перерыва заседание продолжила Элеонора Михайловна Глинтерник докладом "Д.И. Митрохин как представитель художественной школы Полиграффака Ленинградского ВХУТЕИНа (1921-1930)". Доклад посвящен деятельности выдающегося художника-графика Д.И. Митрохина в качестве профессора на полиграфическом факультете Ленинградского ВХУТЕИНа, рассмотрена учебная программа Д.И. Митрохина по дисциплине «Книжная графика».



Пшемыслав Строжек в докладе "Роль спорта и программ строительства стадионов в деятельности Баухауза и ВХУтЕМАСа в 1924-1928 годах" показал, что спорт и спортивная тематика играли большую роль в образовательном процессе в Баухаузе и ВХУТЕМАСе. Здесь были важны не только занятия физкультурой, но и проектирование спортивного инвентаря, включение темы спорта в изобразительное и прикладное искусство, а также проектирование стадионов как архитектурных объектов.



Евгений Юкечев рассказал о праздновании 100-летия Баухауза в Веймаре, об открытии музея Баухауза на его родине и в докладе "Макс Билл и Баухауз" представил краткое описание профессиональной жизни швейцарского архитектора, художника, индустриального и графического дизайнера, скульптора, педагога, публициста и политика Макса Билла (1908-94), а также основные сведения о его учебе в школе Баухауз (1927-28) и его деятельности в Ульмской школе формообразования (1953-58).



Татьяна Михайловна Журавская в докладе "Влияние Баухауза на японский дизайн" показала, что Баухауз оказал влияние на развитие дизайна в том числе и в Японии. В немецкой школе, открытой в 1919 году, преподавали и учились педагоги и студенты из разных стран: Австрии, Америки, Венгрии, России, Швейцарии, в том числе и Японии. Этой малоизвестной части истории Школы и ее влиянию на японский дизайн посвящен доклад.



Римма Михайловна Байбурова в докладе "Дома мастеров в Баухаузе" сравнила дома преподавателей Баухауза - образцы немецкого модернизма, с жилыми домами модернизма в США, Франции, Нидерландах и России.



Алла Михайловна Пигальская в докладе "Баухауз и история: конструирование истории в связи с политическим и культурным контекстом" показала, что анализ историчности знания о школе Баухауз выявляет такие проблемы, как каналы распространения и апроприации идей Школы, место женщин в историческом повествовании, коллаборационизм и сопротивление.



Москва, конференции, наука

Previous post Next post
Up