Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. День первый. МГХПА

Apr 17, 2019 22:18



Сегодня в Строгановке состоялось открытие Международной научной конференции "Баухауз и художественные школы эпохи авангарда", посвященной 100-летию Баухауза. Строгановская академия участвует в проведении этой конференции как наследник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕиНа - авангардной универсальной Школы, созданной в те же годы, что и Баухауз, как часть разветвленной сети высших художественно-технических мастерских, призванных создать новый облик предметно-пространственной среды. Вместе со Строгановкой в организации и проведении этой конференции участвуют Российская академия художеств, Московский архитектурный институт и Национальная академия дизайна. Завтра, во второй день конференции мы собираемся в РАХ, послезавтра - в МАРХИ. В общей сложности в конференции приняли участие 125 исследователей из разных регионов России, а также Германии, Италии, Белоруссии, Польши, Венгрии, Великобритании и США. По этой ссылке можно скачать сборник трудов конференции.




В холле перед актовым залом развернулась экспозиция международной плакатной акции "Bauhaus 100". В этот раз в ней участвовало 89 плакатов и 76 дизайнеров из 18 стран. Часть плакатов экспонировалась в экранном формате на сцене актового зала.



Открыл конференцию проректор МГХПА им. С.Г.Строганова Александр Николаевич Лаврентьев, рассказом о том как шла работа над конференцией и опубликованным к ее открытию сборником тезисов.



Владимир Рувимович Аронов рассказал о череде юбилеев Баухауза, в которых ему довелось принять участие. Первый из них относится к 50-м годам минувшего столетия.



Затем А.Н.Лаврентьев вновь взял слово и в рамках пленарного доклада "Пропедевтика как технология формообразования. От опыта - к теории структуры формы" рассмотрел авангардные течения начала XX века как общее интернациональное пространство аутентичных концепций формообразования, каждая из которых способна стать оригинальной художественной пропедевтической дисциплиной в сфере дизайнерского и архитектурного образования, подчеркивающей технологический и проектный аспекты творчества.





Сергей Михайлович Михайлов в докладе "Уроки в Баухаузе 70 лет спустя" вспомнил о 10 месячной стажировке (Zusatzstudium) в Веймарской высшей школе архитектуры и строительства в 1985-86 гг. Автор проанализировал особенности обучения во всемирно известном Баухаузе 70 лет спустя.





Александра Владимировна Панкратова в докладе "Эстетика Баухауза как фундамент современной дизайн-эпистемы" говорила о сложившейся дизайн-эпистеме: дизайн является культурным феноменом, структуру которого формируют надындивидуальные схемы мышления, языковые коды. Данная эпистемологическая структура была сформирована в парадигме модернизма, знаковым элементом которой стала эстетика Баухауза.





Александр Георгиевич Пушкарев в докладе "Геометризмы Пауля Клее в Баухаузе (взгляд из XXI века)" говорил о геометрических конструкциях (геометризмах) в творчестве Пауля Клее, особенно ярко проявившихся в период с 1921 по 1931 г., времени его преподавания в Баухаузе. В это
же время им были написаны основные тексты по исследованию визуального мира и его воплощению в искусстве. В статье выделяются и систематизируются направления его поисков и их влияние на последующие открытия в искусстве и дизайне.







По окончании пленарного заседания был объявлен перерыв. Во время перерыва на кафедре Коммуникативного дизайна прошло собрание Национальной академии дизайна на котором в число действительных академиков было принято несколько новых кандидатов.











Владимир Анатольевич Музыченко



Татьяна Михайловна Журавская



Кудрявцев Виталий Викторович



Мамешин Александр Ефимович



Второе заседание открыла Ольга Михайловна Санду докладом "Формирование проектно-художественного сознания в учебных курсах преподавателей Баухауза", в котором рассмотрела учебные курсы И. Иттена, В.В. Кандинского, П. Клее, О. Шлеммера, направленные на развитие проектно-художественного сознания.



Мария Терентьевна Майстровская доклад "Новая эстетика формы в проектах предметно-пространственной среды Баухзауза (Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Людвиг Мис ван дер Роэ и др.)" посвятила новым проектным принципам, реализованным в проектах и объектах предметного комплекса жилых и общественных интерьеров Баухауза, Экспериментальном доме и объектах среды. Это принципы свободного пространства, максимальной функциональности, технологичности, геометрии линий и форм. Они выразительно проявились в проектах мебели, светильников, текстиля, металле и керамике. Новые формы мебели были спроектированы как в традиционной технологии, так и с применением металлической трубки, создав выдающиеся проекты мебельного дизайна ХХ века.



Яна Эдуардовна Жарова в докладе "О месте и роли теории цвета в образовательной модели Баухауза" говорила о теории цвета, которую преподавали мастера Баухауза на вводных и основных курсах, занятия по цвету велись в мастерских. Идеи И. Иттена, В. Кандинского, П. Клее, Х. Шепера, Ю. Шмидта и др. опирались на законы восприятия и позволяли находить оптимальное цветовое решение для каждого отдельного предмета производства.



Виктор Дмитриевич Уваров и Елизавета Павловна Козырь в докладе "Мастерская таписсерии в Баухаузе" рассказали о том, что таписсерии в ткацких мастерских Баухауза начали выпускать с момента создания школы. Главной их особенностью была структурность: в них использовались нити различных степеней крутки, толщины и состава. Руководитель мастерской Гунта Штёльцль в своих таписсериях обращалась к цвету и форме в работах Пауля Клее, к знаменитым идеям Василия
Кандинского об абстракции. Опыт художников Баухауза лег в основу творчества многих таписсьеров наших дней.



Людмила Борисовна Фрейверт в докладе "Архетип сетчатости в творчестве мастеров Баухауза" рассмотрела сетчатость как основу формообразования и как мегаархетип, особенно актуальный для
деятелей Баухауза. Выявляются основные виды сетей - метрическая, топологическая, комплектарная и сеть высшего порядка и их роль в творчестве В. Кандинского, П. Клее, Л. Мохой-Надя.



Галина Михайловна Салтыкова в докладе "Наследие Баухауза в дизайн-образовании" рассмотрела вопросы дизайн-образования, на которое оказало огромное влияние наследие одной из основополагающих школ дизайна - Баухауз. Преподавание дизайна в Баухаузе, направленность на культурные и духовные ценности, исследования возможностей визуального языка - основные вопросы, затронутые в докладе. Материал доклада построен на опыте преподавания дизайна в Московском педагогическом государственном университете.



Тигран Олегович Габриелян в докладе «"Телефонные картины" Ласло Мохой-Надя и современные решения в сфере человеко-машинного дизайна» рассказал как Ласло Мохой-Надь осуществил одну из первых попыток использования телекоммуникационных технологий для создания произведения искусства. Основной целью эксперимента являлось изучение особенностей процесса создания художественного произведения путем абстрагирования художника от непосредственного материального воплощения замысла.



Алексей Дмитриевич Александров и Антон Александрович Терешкин в докладе "Новый взгляд на искусство формы Иоханнеса Иттена в школе Баухауз сквозь современные цифровые технологии" рассмотрели новый подход к адаптации форкурса Иттена в школе Баухауз средствами современных цифровых технологий. Выявляются положительные особенности применения этих технологий для достижения большей вариативности решений и художественной выразительности результатов упражнений.



Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up