Производственное кино

Apr 13, 2019 20:36



Одним из важнейших жанров отечественного кинематографа был жанр производственного фильма. Я не стану вдаваться в историю вопроса, когда и в связи с чем этот жанр возник, поскольку корни он имеет довольно глубокие и разветвленные, и остановлюсь на наиболее, на мой взгляд, интересном его периоде - 1960-е - 1970-е гг. У нас принято довольно скептически смотреть на это явление в кинематографе, а меж тем, производственное кино вовсе не так однозначно и однородно, как может показаться на первый взгляд. Оно могло соединять в себе множество сюжетных линий, выходя под час за рамки производственного жанра, совмещая в себе такие направления как драма и мелодрама, киноповесть и детектив, и возможно даже фантастика и историческое кино (хотя такого не припомню). Я хочу показать здесь несколько наиболее интересных, на мой взгляд, производственных фильмов, их могло быть намного больше, тем более что мой личный список может показаться парадоксальным, ведь он включает несколько мало кому известных картин и обходит стороной некоторые общепризнанные шедевры. В этом смысле, предлагаемый список является субъективной выборкой и каждый вправе как добавить в него явно недостающие картины, так и проигнорировать на его взгляд малозначимые ленты.


Во первых строках хочу помянуть совершенно неоправданно забытый фильм Леонида Менакера «Ночная смена», 1970 г. Снят он по сценарию Александра Гельмана и Татьяны Калецкой. Здесь я бы остановился на личности одного из сценаристов - Александра Гельмана - отца нашего знаменитого галериста. Александр Гельман, действительно, человек великий. Обычно когда мы говорим о той или иной кинокартине, то смотрим первым делом на имя режиссера, смотрим кто снялся в фильме. Но я бы не забывал и о сценаристе. Если речь идет о таких именах как Александр Гельман или Анатолий Гребнев, можно практически без сомнения сказать, что фильм этот выдающийся. «Ночная смена» - первая картина Гельмана и сразу же прямое попадание. Сюжет построен на событиях, происходящих в течение одной ночной смены на одной из больших строек страны. События эти имеют решающее значения для судеб героев. В центре сюжета конфликт главных героев - диспетчер стройки Грибов, вернувшись после экзаменов, узнает, что его избранница сердца Надя за время отсутствия Грибова вернулась к мужу, получившему двухкомнатную квартиру. Надя мечется между чувством долга по отношению к нелюбимому мужу и безумной любви к Грибову. Она приходит к местному старцу-аскету - бригадиру на покое Понамареву, живущему в квартире без замка и вещей, с одной надписью мелом поперёк дверного полотна - «Пономарев». «Подвиг, значит, совершаешь на семейном фронте, - говорит он насмешливо. И потом задумчиво добавляет: - М-да, что других обманывать нельзя, этому вас научили, а вот, что себя нельзя обманывать, забыли научить». Анатолий, Надин муж, набравшись с дружками хочет с Грибовым покончить. Бывший фронтовик, бригадир Коваленков, в исполнении Юрия Визбора, уводит за барыш к себе на объект грибовские машины с бетоном. А в это время бригада, обидевшись на недостачу в зарплате, уходит от "живого" бетона, который вот-вот должны привести для заливки очередного фундамента всесоюзной стройки. По слову критика, в сущности, «Ночная смена», о том и рассказывает, как люди порой обманывают себя сами, идя наперекор то ли своим чувствам, то ли своей совести, своему назначению и долгу.

image Click to view



В «Ночной смене» одна из центральных ролей принадлежит Юрию Толубееву. В картине Ильи Гурина «Еще можно успеть», 1974 г. главную роль исполняет его сын - Андрей Толубеев. Герой фильма, только что назначенный комсоргом большой молодежной стройки, вынужден решать, можно ли жертвовать судьбами людей во имя великой цели: "есть дело и есть люди, и попробуй пожертвовать одним ради другого" - рассуждает комсорг. На стройку завезли не те винты, нельзя остеклить цеха для установки шведского оборудования, а это повлечет большие финансовые издержки. Славка Карасев, в исполнении Толубеева, когда все опустили руки, берется исправить дело. Идя на пролом к своей пусть не великой, но и не пустой цели, он не считается с мелкими интересами увлеченных мещанскими заботами людишек и самолюбивых «вахтеров». Попутно спасает семью молодого специалиста Горбачева, порой бестактно, но искренне интересуется судьбами всех встреченных на пути людей. Не всем это понятно, многие отмахиваются от его агитации. Всякий раз, когда в конце фильма Карасев говорит: «Знаете, за что я люблю свою работу? За то, что многое можно сделать, ты только делай, делай, это главное. И сам увидишь, сколько сможешь еще успеть. В конце концов, вся жизнь впереди и все в ней от тебя самого зависит» - слезы наворачиваются на глаза. Ну и Крылатов тоже.

image Click to view



Не сразу понял я фильм режиссеров Гавриила Егиазарова и Олега Ефремова «Строится мост», 1965 г. Не раз и не два пришлось его пересмотреть, чтоб осознать масштаб этого эпического полотна. В центре сюжета приезд на строительство в Саратове автодорожного моста через Волгу корреспондента столичной газеты в исполнении Олега Ефремова. Московский корреспондент сходу становится участником будничных событий стройки, встречает старых фронтовых друзей, былую любовь… Почти весь состав московского театра «Современник» принял участие в съемках фильма, трудно выделить кого-то в этом калейдоскопе сюжетных линий, людских судеб, ярких ролей. Но не смотря на показанную бытовую неустроенность и производственную неразбериху, послевкусие этого фильма еще долго будет напоминать зрителю о той великой стране, которую мы потеряли. "Ведь самое главное - говоря словами главного героя - человеческие отношения. А иначе, зачем же жить?".

image Click to view



Еще одна картина по сценарию Гельмана - фильм режиссера Сергея Микаэляна «Премия», 1974 г. Действие разворачивается в течение полутора-двух часов в одной комнате, где проходит не совсем обычное заседание парткома строительного треста. Повестка дня - обсуждение отказа бригады Потапова от премии. Здесь ярко проявился необыкновенный талант Гельмана, писать пьесы место и время действия которых чрезвычайно ограничено, но при этом накал страстей и закрученность сюжета не дают оторваться зрителю от экрана не на минуту. На первый взгляд, почти все фильмы Гельмана похожи друг на друга - речь в них идет об одних и тех же проблемах советских строек, ведь автор сам проработал пару лет на строительстве нефтеперерабатывающего завода. Но, говоря словами шофера Мишы из фильма «Ночная смена»: «у нас каждый день всё не ладно, а сколько понастроили!». По сути своей я бы назвал все эти фильмы Гельмана: «Ночная смена», «Обратная связь», «Премия», «Мы нижеподписавшиеся», «Зина-Зинуля» антисоветскими, ведь критике в них подвержены самые основы коммунистического строя и социалистического строительства. Тем не менее, цензоры усмотрели в них здоровую критику и картины эти увидели свет, народ валил на постановку пьесы «Протокол одного заседания» (литературная основа «Премии») толпами.

image Click to view



Наконец, фильм Павла Когана и Петра Мостового «Дом строится», 1978 г. В основе сюжета конфликт, возникший в архитектурном проектном институте. Готовится строительство новой гостиницы по проекту архитектора Анатолия Беляева. В ходе обсуждения проекта возникла мысль о необходимости отодвинуть здание на несколько метров чтобы увеличить проезд и площадь автостоянки. Автор проекта и его начальник побоялись на совещании выступить против этого предложения, оно было принято Исполкомом. Но оказалось, что на новом месте иной грунт и проект фундамента гостиницы требует полного пересмотра. Главную роль в фильме исполняет известный сценарист Юрий Клепиков. Его авторству принадлежат сценарии многих гениальных фильмов - «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Мама вышла замуж», «О любви», «Не болит голова у дятла», «Пацаны». Озвучивает его Сергей Шакуров. Так вот, главный герой, начальник отдела проектного института Николай Васильевич Сорокин, принципиально выступает против необходимости готовить в авральном порядке никому не нужные чертежи, ведь уже известно - нужен новый фундамент. На него навалились всем миром, все объяснили, все показали, что-как можно нахимичить, так, чтобы никто не пострадал и все остались довольны. Но принципиальность главного героя в конечном итоге заставляет отступить всех его оппонентов.

image Click to view



1960-е, 1970-е, история СССР, кино

Previous post Next post
Up