Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. День третий. МАРХИ

Apr 20, 2019 01:10



19 апреля в Московском архитектурном институте прошло заключительное заседание, обсуждение и подведение итогов Международной научной конференции "Баухауз и художественные школы эпохи авангарда", посвященной 100-летию Баухауза. Впервые на отдельной секции были представлены результаты исследований региональных российских школ эпохи авангарда. Строгановская академия и МАРХИ - давние партнеры. Они представляют два направления современного проектного творчества, когда-то развивавшиеся под одной крышей ВХУТЕМАСа, а ныне сохраняющие тесное взаимодействие архитектуры и дизайна, которое столетие назад так плодотворно сказалось в рождении Баухауза. В 2020 году мы будет отмечать официальное столетие создания ВХУТЕМАСа. И в этот год важно осмыслить те уроки художественного образования университетского типа, которые нам дает опыт как Баухауза, так и ВХУТЕМАСа. Важно не только собрать документы и материалы, проекты и макеты, но и дать современному профессорско-преподавательскому и студенческому сообществу почувствовать единство устремлений наших предшественников.


Открыл конференцию проректор по развитию МАРХИ Виталий Викторович Кочергин.



Затем участников приветствовали Лариса Ивановна Иванова-Веэн, Владимир Рувимович Аронов и Александр Николаевич Лаврентьев. Александр Николаевич напомнил собравшимся слова, прозвучавшие вчера в РАХ: мы не только наследники Баухауза, но и его жертвы, поскольку вынуждены жить в предметно-пространственном окружении преобразованном учителями и учениками этой великой школы.







Константин Александрович Донгузов в докладе "Уфа - Казань - Берлин: маршрут в конструктивизм архитектора В. Вайднера" привел малоизвестные факты творческой биографии крупного представителя уфимского конструктивизма - архитектора В. Вайднера. Докладчик рассмотрел значение этапов профессионального образования Вайднера (учеба в Уфимских СГХМ, Берлинском техническом училище, Казанском АРХУМАСЕ), а также его командировки в Германию на Международную строительную выставку. Был дан краткий обзор творческой практики В. Вайднера в Башкирии и его работы в качестве ведущего архитектора треста «Башпрогор» в 1930-е годы, а также оценка его влияния на становление уфимского конструктивизма.



Анна Владимировна Ильичёва в докладе «Выставка "Баухауз в Москве" в Галерее ВХУТЕМАС (МАРХИ) 2012 г.» дала информация о выставке «Баухауз в Москве. Художники и архитекторы Баухауза в Советском Союзе. Остановка - Москва», проходившей в МАРХИ в Галерее ВХУТЕМАС. Эта выставка была подготовлена Музеем МАРХИ в рамках года Германии в России в 2012 году.



Александр Геннадьевич Лисов в докладе "К вопросу о международных связях Витебских СГХМ: командировка Эль Лисицкого в Германию (1921-1925 гг.)" осветил роль командировки Эль Лисицкого с целью налаживания творческих контактов с немецкими художниками. Лисицкий познакомился с системой преподавания в Баухаузе, представил творчество и педагогические идеи Малевича. Тема рассматривается на основании переписки Лисицкого с К. Малевичем и С. Лисицки-Купперс.



Евгения Владимировна Конышева в докладе "Архитекторы Баухауза в СССР: противоречия сотрудничества" рассмотрела профессиональную деятельность архитекторов Баухауза в СССР в 1930-е годы, в том числе - Х. Мейера, М. Стама, Х. Шмидта, Ф. Форбата. В докладе был рассмотрен характер их деятельности, а также противоречия их сотрудничества с советскими проектными организациями.



Юрий Павлович Волчок в докладе "Домостроение как архитектонический синтез. У истоков сложения концепции формообразования в Баухаузе и ВХУтЕМАСе" показал как в конце Первой мировой войны сложилось уникальное для будущего гуманитарное понимание cтроительства как начала, процесса и конечной цели формообразования. В докладе были сопоставлены два подхода к работе с материалом (железобетоном): в архитектурной мастерской П. Беренса, стоявшей у истоков Баухауза, и у скульптора Б. Королева, сплотившего единомышленников вокруг объединения Живскульптарх, заложившего основы пропедевтики в Мастерских.



Кристиане Пост в докладе "Творчество Русских женщин-архитекторов глазами немецких исследователей" рассмотрела феномен женщин - выпускниц архитектурных учебных заведений Москвы 1920-х годов. Отдельно была рассмотрена творческая биография ландшафтного архитектора Л. Залесской.



Мария Александровна Гвоздева в докладе "Фрагменты советского наследия Ханнеса Мейера" рассмотрела проблему систематизации документов, касающихся профессиональной деятельности Ханнеса Мейера и хранящихся в архивах разных стран. Были приведены сведения о материалах, относящихся к периоду его работы в Советском Союзе (1930-1936 гг.)



Анна Денисовна Максимова доклад "Влияние идей целостного восприятия художественных произведений на формирование "образовательной системы" Баухауза" посвятила исследованию влияния творческих взглядов А. Ригля и Г. Земпера на становление новой «образовательной системы» в школе Баухауз под руководством В. Гропиуса.



Наталья Сергеевна Назарова в докладе "Театральное действие в образовательной системе Баухауза как инструмент поисков современного жизнестроения" показала, что архитектура, выраженная через сценографию, имеет особое значение для всего ансамбля, синтезирующего различные виды искусства. Синтез искусств был основой формирования идейной концепции Баухауза. При помощи анализа театра как инструмента создания модели жизнестроения, предполагается выявить приемы, характерные для сценографии Баухауза, которые применяются при организации и устройства пространства.



В перерыве директор музея МАРХИ Лариса Ивановна Иванова-Веэн открыла экспозицию "Выставки Баухауз 1920-х, 2010-х".



Дневное заседание открыл Виталий Викторович Кудрявцев докладом «Баухауз и эпоха "культурного взрыва" в Саратове 1918-1932 гг. - параллели и особенности развития» представив на основе широкого социокультурного фона особенности развития художественных школ Саратова 1920-х годов в сравнении с Баухаузом.



Максим Николаевич Полищук представил информацию по подготовке празднования 100-летия ВХУТЕМАСа в 2020 г.



Елена Николаевна Рымшина в докладе "Проблемы репрезентации дизайн-мышления. По материалам
выставок Баухауза 1930-х годов в Москве и Нью-Йорке и современной экспозиционной практики" затронула проблему влияния экспозиционного решения выставок на трансляцию проектной культуры, раскрывая особенности экспозиций в Государственном музее нового западного искусства.



Елена Геннадьевна Лапшина в докладе "Башня Татлина: путешествие из Петроградского СВОМАСа в Москву, Париж, Берлин" осветила история создания Памятника III интернационалу в здании СВОМАСа в Петербурге В. Татлиным и его учениками. Были введены уточненные данные по ученическому составу мастерской В. Татлина и предложена история трансформации идеи Башни Татлина и ее путешествия в моделях 1920-х годов, а также ее моделей-реконструкций с 1960-х годов.



По окончании своего выступления Елена Геннадьевна подарила Музею МАРХИ чертеж реконструкции Башни Татлина.



Евгений Павлович Алексеев в докладе "Процесс организации СГХМ на Урале, 1919 год" рассмотрел организацию СГХМ на Урале: в Екатеринбурге, Уфе, Перми, Пензе. Возникновение СГХМ было связано с противоборством различных художественных позиций и образовательных концепций. Подчеркивается важная организационная роль уполномоченного Е. Равделя.



Дарья Дмитриевна Сорокина в докладе "Борис Эндер - ученик и последователь Михаила Матюшина: цвет в пространстве" рассмотрела деятельность ученика и последователя Михаила Матюшина - Бориса Эндера как художника-колориста, полихромиста пространства сформировавшегося во время учебы в Петроградских СГХМ и во время работы в отделе органической культуры ГИНХУКА.





Виталий Леонидович Барышников в докладе "Влияние форкурса И. Иттена в Баухаузе на формирование учебных программ кафедры живописи МАРХИ" рассмотрел программу форкурса Иоганнеса Иттена в Баухаузе, которая оказала влияние на методику преподавания дисциплины «Живопись» в МАРХИ. Разработки Иттена по проблемам соотношения цвета и формы, во многом созвучные методикам ВХУТЕМАСа, и сегодня используются в методике преподавания дисциплины «Живопись» в МАРХИ.



Сотрудник Корейского дизайн-центра др. Мин-чул Цой поприветствовал участников конференции и поделился своим восприятием прошедшей конференции и ее значения. Столетие, прошедшее с момента образования Баухауза дало во всем мире мощный скачок производства и развития рыночных отношений. Искусство и дизайн с того времени утратили существовавшую в годы деятельности Баухауза иллюзию всеобщей доступности. Система капиталистических отношений задушила идею "производственичества". Необходимо популяризовать материалы прошедшей конференции и рефлексировать на тему грядущего юбилея ВХУТЕМАСа. Очень важен новый дизайн, пришедший из России, в наши дни Западное сообщество уже не отвергает Советский опыт, но им интересуется. Перед дизайном стоит задача не поддерживать крупные бренды, а стать более гуманным, это то, чему учили еще сто лет назад художники-производственники в России и Германии.





Затем выступили с вопросами и поделились своими мыслями о прошедшей конференции ее участники.









Затем Лариса Ивановна Иванова-Веэн и Александр Николаевич Лаврентьев выступили с заключительным словом, подведя итоги конференции и еще раз напомнив учатником о грядущем в 2020 году 100-летнем юбилее ВХУТЕМАСа.



По завершении конференции в Галерее ВХУТЕМАС состоялось открытие выставки "ОБМОХУ Вячеслава Колейчука". На открытии выставки присутствовали супруга и дочь Вячеслава Фомича.















Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, МАРХИ, конференции, дизайн

Previous post Next post
Up