Защитив в конце 2000 года диссертацию по теме "Проблемы дизайна исторически сложившейся городской среды", я решил завязать с исследовательской работой и занялся совершенно посторонними делами. Работая в нескольких местах, приходилось вести по пять и более разнородных проектов одновременно. В какой-то момент, монотонность такой жизни стала утомлять. И вот, спустя два года, сижу я такой дома на диване в глубокой задумчивости, как вдруг внезапно раздается телефонный звонок.
Правительство Москвы беспокоит. Предложили принять участие в совершенно новом для меня деле - организации выставочного проекта по теме "История наружной рекламы Москвы". Не знаю кому как, а мне вот не каждый день из Правительства звонят с предложениями работы, грех отказываться было. Предстояло разработать проект экспозиции и выставочных стендов, собрать по архивам экспонаты, сочинить концепцию выставки, осуществить авторский надзор за монтажом экспозиции. Пресс-релиз этой выставки и сейчас можно найти в интернетах, например
здесь.
На самом деле, там какая-то сложная история была, Правительство Москвы решило провести мероприятие, а для его материального обеспечения обратилось к организаторам ежегодной рекламной выставки “ВЫВЕСКА & ВИТРИНА” - “Агентству корпоративных мероприятий” (ООО “Кеример”) - и компании “Вортекс” (ныне издательство "Ар энд Ди коммуникейшнз").
PR-директор компании АКМ, Екатерина Васильевна Шахназарян, руководила всеми финансовыми и организационными моментами, я отвечал за научную и художественно-проектную части.
Впервые художественный проект “История наружной рекламы МОСКВЫ” был представлен 9 октября 2002 года в выставочном центре "Триумф" на Фрунзенской набережной. Выставка представляля собой собрание архивных фотоизображений отражающих историю формирования и различные хронологические модификации московской наружной рекламы. Иллюстративный ряд охватывающий период с XIХ века до наших дней, включал фотографии из фондов Музея истории города Москвы, Объединения “Мосгорархив”, Политехнического музея, Государственного музея В. В. Маяковского и архива семьи Родченко.
Стенды пришлось создавать на основе имевшегося в "Триумфе" выставочного оборудования. Возникла идея собрать из них некое подобие города, эскиз на заглавном снимке, а это план экспозиции:
Учитывая возможности типового оборудования и финансовые ограничения проекта, неплохо вышло, я считаю. Вот так оно получилось:
Даже настоящее Окно РОСТА выставили:
Помогать нам в работе над этой экспозицией привлекли зачем-то небезызвестный "Проект О.Г.И.". Толку от них не было никакого. Тамошние "дизайнеры" соорудили на коленке вот этот нелепый указатель и подвесили какой-то дурацкий картонный самолет:
Тогда еще живы были воспоминания о трагических событиях в Нью-Йорке, получивших наименование 9/11, и огишные дизайнёры решили обыграть эту ситуацию, направив свой картонный самолет на мои небоскребы. Сомнительный юмор, я его не оценил.
Выставка, надо сказать, получила самые высокие оценки и со стороны Правительства Москвы, и со стороны рекламного сообщества, и со стороны архивов и музеев, предоставивших материалы для экспозиции. В результате нам предложили продолжить. 23 октября 2002 года мы показали эту выставку в Доме кино в рамках Международного Фестиваля Рекламы "Каннские Львы":
Господин Гребенников интересуется:
Владимир Вольфович пожаловал, экскурсию проводит тов. Евстафьев:
Затем экспозицию пришлось разделить для одновременного показа в двух местах - 22 ноября 2002 г. в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ, в рамках Конференции „Российская реклама сегодня и завтра“ и 21-23 ноября 2002 г. в Центре Международной торговли, в рамках 12-го Московского международного фестиваля рекламы. Торгово-промышленная палата:
Центр Международной торговли:
Ну и напоследок, 10 декабря 2002 г., выставку показали в здании Правительства Москвы (бывш. СЭВ), в рамках III Межрегиональной конференции
«Городская реклама: проблемы и перспективы».
В конгресс-центре:
А мне на конференции предложили выступить с докладом. Вот я речь толкаю:
Главным итогом этой работы стал мой возврат к научной работе, сначала самостоятельно, затем в качестве сотрудника ВНИИТЭ и Строгановки. Тогда же возникла идея написать книгу по истории московской рекламы. Поначалу это была просто серия статей в различных специализированных журналах, затем удалось заключить контракт с издательством и уже вплотную приступить к работе над монографией. Рукопись была готова в 2006 году, но книгу
"Наружная реклама Москвы: история, типология, документы" смогли издать только в 2013. Правда до этого, в 2007, вышел альбом
"Москва в праздники и в будни", текста в нем было существенно меньше и основной акцент перенесен с рекламы на праздничное оформление. Вот такая история.