XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1985)

May 19, 2016 20:44



В 1985 году Москва готовилась к XII Всемирному форуму молодежи и студентов, проходившему под лозунгом “За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!”. Снова московские художники усердно разрабатывают проекты оформления общественных зданий, улиц и площадей.




Глобальным изменениям подвергся главным образом Ленинский район города, а точнее Комсомольский проспект, по которому прошли колонны демонстрантов от только что построенного Дворца молодежи, к Лужникам - центру проведения спортивной программы фестиваля.



Эмблемой фестиваля становится созданная еще в 1957 г. “ромашка”, только теперь она дополнилась графическим стилизованным изображением голубя мира. Автор обновленной эмблемы - художник Рафаэль Масаутов.



Талисманом фестиваля стала голубоглазая русская красавица в сарафане и кокошнике - “Катюша”, автор талисмана фестиваля - художник Михаил Веременко.



Эти “ромашки” и “Катюши”, мгновенно заменили “Мишек”, оставшихся в московских витринах с Олимпиады. На плакатах, афишах и панно, на уличных стендах, транспарантах и перетяжках, на асфальте и клумбах помимо фестивальной ромашки, был и белый голубь мира и другие символы фестиваля.











Было изготовлено 500 живописных панно, 450 текстовых лозунгов и призывов с фестивальной символикой, сотни флаговых композиций, 129 светодинамических установок. Особенно эффектно праздничные украшения выглядели в подсвете вечернего светового оформления.





Фестивальная символика отображалась не только на привычных элементах праздничного оформления но и на электронных табло.



Встречались и такие необычные интерпретации фестивальной эмблемы:





Обновились и своеобразные элементы городского декора - пиктограммы (в том числе и сервисные), знаки-указатели и печатные плакаты.









Плакаты посвящались темам “борьбы молодежи за мир, дружбу, антиимпериалистическую солидарность народов и освоение космоса”, многие из них помещались в витринах.



Журнал "Реклама" посвятил целый разворот оформлению фестивальных витрин. Приведу этот текст полностью: «Праздничная дата, юбилей, международное событие. Мы привыкли, что в эти дни преображаются, украшаются, расцвечиваются наши города и поселки. Праздничное убранство как бы выплескивается на улицы и площади. Не остается в стороне и торговля: в витринах появляются новые экспозиции, своими средствами отражающие главную тему дня.



Декоративно-художественное оформление праздничных, событийных витрин ставит перед художниками непростые задачи. Ведь главный элемент витрины - товар. Тему, заданную датой или событием, необходимо решать таким образом, чтобы она сочеталась или перекликалась с товарной выкладкой, не противоречила ей.



Агитационно-пропагандистская направленность витринной экспозиции требует от оформителей тщательной подготовки, всестороннего обдумывания всех деталей праздничной композиции.
Атрибуты праздничного оформления - плакаты, лозунги, символы, цветы и т.п. - можно использовать далеко не с каждым товаром. Поэтому иногда таким элементам отводится специально выделенное место в витрине большой протяженности: при входе в магазин или в середине. Такую тематическую экспозицию следует четко отграничивать от остальных товарных витрин.



Тема праздника может войти особым акцентом в товарную экспозицию, если художникам-оформителям удастся сделать выставленные в витрине товары наглядной демонстрацией достижений нашей страны в развитии народного хозяйства. Конкретные способы такого оформления требуют немалой изобретательности и особого такта.



XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве показал, что «олимпийский опыт» 1980 года многому научил художников-оформителей. Фестивальная тема в витринах московских магазинов решалась с выдумкой, интересно, красочно. Тема фестиваля в ЦУМе вошла в товарную экспозицию отдельными акцентами. Символическая фестивальная ромашка украсила задники некоторых композиций. Изящные белые голуби стали легкими декоративными элементами, оживляющими товарную выкладку. Во всех витринных композициях авторы удачно избежали навязчивого повторения темы. Пожалуй, главным выражением праздника молодости и дружбы стали сами товары - яркие, нарядные, оригинально поданные художниками.



По-иному подошел коллектив декораторов ЦУМа к оформлению витрин, в которых были представлены сувениры. Здесь тема фестиваля «зазвучала» в полный голос. В этих композициях были удачно использованы лозунги, пятицветные ленты. Один из главных фестивальных сувениров - кукла "Катюша" - занял в этих витринах центральное место.



Художники универмага "Московский" приготовили к фестивалю серию витрин, главной темой которых стала дружба народов нашей страны. Они решили познакомить гостей и участников молодежного праздника с достижениями союзных республик, с особенностями народных традиций. Выносные витрины на Комсомольской площади стали красочными картинами, сюжетными сценками на заданные темы. Эти композиции были своеобразным символом гостеприимства.



Примеры показывают, что в разработке праздничного оформления витрин удача сопутствует тем художникам, которые ставят перед собой конкретные творческие задачи, а не пытаются механически включать в товарную выкладку те или иные элементы, относящиеся к знаменательной дате или событию. Витрина к празднику может решаться самыми различными средствами. Важно только, чтобы в основе лежала четко выраженная авторами ведущая тема дня».



Особой декоративной красочностью и театральностью отличались церемонии открытия и закрытия фестиваля на Центральном стадионе имени В.И. Ленина в Лужниках. О масштабности оформительской работы свидетельствуют такие цифры: для двадцати тысяч исполнителей понадобилось сшить сорок тысяч костюмов, были изготовлены сотни метров гирлянд, десятки бутафорских трансформирующихся кукол и объемных фигур, среди них - жирафы, собаки, надувные клоуны, летающие на тросах Икары, бутафория и реквизит передвижного цирка.





И в заключении видеофильм "XII Всемирный. Страницы фестивального дневника":

image Click to view



Москва, праздничная иллюминация, городской дизайн, праздничное оформление

Previous post Next post
Up